ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИ И. ......................................................... 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ КАК ОБЪЕКТОВ ЭТНОДИЗАЙНЛ.................................................................................33
2.1. Исторические ОСОБС1IIЮСТИ РАЗВИТИЯ народных ТКАЦКИХ, кружевных, ВЫШИВАЛЬНЫХ художественных ПРОМЫСЛОВ............................................................. 33
2.2. Основные положения методики исследовлния изделий народных ПРОМЫСЛОВ НА плзп Аспектов ДИЗАЙН-ТШ ЮЛ 0111 й.........................................................3 8
2.3. ХУДОЖ1С1В1ННО-К011СГУРКТОРСКИЙ АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗНОГО построения изделий народных ткацких, кружевных, вышивальных художественных ПРОМЫСЛОВ 39
2.3. /. Ткацкие праиыаы............................................................3 9
2.3.1.1. И* истории российских1кацких художественных промыслов....-.-.............39
2.3.1.2. Ткани северных регионов России..................—.................-.-...-47
2.3.1.3. Ткани южных регионов России...........—..........-......... - - 50
2.3.1.4. Нилы ткачества.-..-..........-........-.......—..-.-..-.......-..........55
2.3.1.5. Определение характерных композиционных элементов и частоты их встречаемости в ихтслиях ткацких художественных промыслов......-....—........... -..........—.-...........64
2.3.2. Кружевные праиыаы...........................................................74
2.3.2.1. Основные этапы развития русскою коклюшечного кружева —.........—.........74
2.3.2.2. Анализ образцов кружевных изделий народных промыслов —........ —..................77
2.3.2.3. Определение чаезош встречаемости комнозинионно-комстру»пивных элементов в кружевных изделиях по регионам России —.....—...——————........................ ...—......91
2.3.3. Выишва1ьныс праиыаы.........................................................96
2.3.3.1. Из истории развит ия русской нзродной вышивки .—..........................-........................96
2.3.3.2. Аначиз образцов русской народной вышивки—.................................-..............................102
2.3.3.3. Композиционный строй и изобразительные мотивы вышивки....-............... 112
2.3.3.4. Тсхннко'тсхнологичсские средства как способы создания художественного обрата вышивки.. 118
2.3.3.5. Применение вышивки в русском народном костюме- -....................-...121
2.3.3.6. Определение частоты встречаемости средств композиции в русской вышивке..128
ГЛАВА 3 ГОЛЬ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ И В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОДИЗАЙНА............................................................................... 135
3.1. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 1Ю ПОДГОТОВКЕ!
СПЕЦИАЛИСТОВ.........................................................................135
3.2. К ВОПРОСУ Об ИСТОРИИ УЧИЛИЩА...................................................137
3.3. Преподаватели училища..........................................................144
3.4. Система подготовки специалистов по ткачеству, кружг.воплстс! шю и вышивке 147
3.5. Творческая работа выпускников училища..........................................158
3.6. Участие студентов училища в выставках и конкурсах..............................164
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ НО РАБОТЕ .............................................................167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
169
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................... 171
ИЛЛЮСТРАЦИИ_____________________________________________________________________ 184
1. Образцы анализируемых изделий ткацких промыслов России........................2
/. /. Ткани северных регионов................................................... 2
I.2. Ткан и южных регионов......................................................5
2. ОБРА311Ы АНАЛИЗИРУЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ КРУЖЕВНЫХ ПРОМЫСЛОВ........................ 8
2.1. Вологда....................................................................8
2.2. Киров......................................................................9
2.3. Кириши.....................................................................9
2.4. £лец.......................................................................Ю
2.5. Михайлов................................................................./ /
3. Образцы анализируемых изделий вышивальных промыслов.......—..................13
4. Русский народный костюм........................................................17
4.1. Костюмы северных регионов.................................................17
4.2. Костюмы центральных регионов............................................../8
4.3. Костюмы южных регионов....................................................20
4.4. Стилевые решения современного костюма.....................................21
3
рассмотрения народного искусства как декоративного но преимуществу и трактует его как проявление духовной жизни народа.
Кроме того, исследователь знакомит читателя со своими наблюдениями, соображениями и выводами по поводу некоторых особенностей народного искусства, для чего и выбирает форму очерков. Она рассказывает о вещах из небольшой коллекции, которую она собирала в деревнях и сёлах Коми-Пермяцкого национального округа летом 1970 года. Это кушаки и пояса, их было разыскано и куплено около шести десятков. Эго собрание даёт основание для пристального анализа региональных особенностей ткачества.
Основательно изучила этот промысел Г.Н. Климова (76). Она сделала сотни тщательных акварельных зарисовок, которые находятся в Пермском художественном музее, значительно расширяют наше представление о многообразии тканных изделий.
Огдсльныс художественные аспекты узорного ткачества и его технологии рассматриваются в монографиях историков костюма М.Н. Мсрцаловой (104, 105), Ф.М. Пармона (126), И.Н. Савельевой (157-161).
Изучением кружевного промысла в России занимались многие исследователи и деятели народных художественных промыслов. Кружевоплетение как вид народного искусства вызывало интерес еще в дореволюционный период.
В 1864 году появилась книга Б. Пализер «История кружева» (125), выдержавшая шесть изданий па английском и французском языках. В ней рассматриваются все технические разновидности кружева. Однако исторические сведения о русском кружеве и характеристика его весьма поверхностны.
В.В. Стасов (171,172), А.Л. Мещерский и К.Н. Модзалевский (106), С.Л. Давыдова (54-57) заложили основы серьезного исследования кружевных промыслов.
В 1872 году выдающийся русский критик В.В. Стасов издаёт капитальный труд «Русский народный орнамент» (171). Эга работа положила начало внимательному изучению оригинальных мотивов узорочья, типичного для текстиля, кружева и вышивки. Автор подчеркнул важность сохранения древнейших образцов, на базе которых закреплялась в работах мастериц художественная традиция.
В 1874 году выходит в свет «Свод материалов по кустарной промышленности в России», составленный A.A. Мещерским и К.Н. Модзалейским (106). В нём указаны места производства русского плетёного
19
кружева для сбыта и русская библиография по кружеву, которая на данном этапе была чрезвычайно скудна и содержала мало конкретных сведений.
Значительным отечественным исследованием этого времени, посвящённым истории русского кружева, безусловно, является труд С.Л. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы», изданный в 1892 году (55). В нем был дан краткий обзор развития кружевного дела в России, а текст сопровождался альбомом, содержащим около трёхсот отлично выполненных иллюстраций. Эта книга остаётся самым ценным изданием по истории русского кружева. Вначале он печатался отдельными главами в «Трудах комиссии но исследованию кустарной промышленности в России» с 1880 но 1886 год (54).
Кроме того, С.Л. Давыдовой опубликован ряд статей - отчётов и докладов о состоянии художественных промыслов на всероссийских съездах кустарной промышленности (1902-1912) (54, 57).
Среди статей, посвященных отдельным регионам производства, самым содержательным является исследование М.К. Горбуновой «Плетение кружев» (1880) о промысле в Московской губернии (49). Автор прослеживает историю возникновения промысла, уделяет внимание его экономическому положению, но не даёт художественного анализа московского кружева и классификации его узоров. В таблице элементов плетения (с указанием местных наименований) они часто смешиваются с элементами узора, что было свойственно многим земским исследователям. Однако М.К. Горбунова одна из первых сделала попытку их систематизации.
В статье Ю.П. Ванифатьевой «Кружевной промысел в городе Белозёрскс Новгородской губернии» (1881) даётся описание работы местных кружевниц: мещанок и крестьянок пригородных деревень и приводятся данные об экспонировании бслозсрского кружева на Всемирной выставке 1873 года в Вене (33).
Краткие сведения о балахнинских кружевницах Нижегородской губернии сообщает в небольшом очерке «Кружевной промысел города Балахны» (1883) И. Ягодинский (193).
В 1916 выходит в свет книга З.М. Твсрдовой-Савицкой «Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда» (175). В частности, в статье, включенной в это издание, «Кружевной промысел» автор даст полную картину его развития с отчётливой хронологией, с картой распространения художественных особенностей елецкого кружева (175).
20
- Київ+380960830922