2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ 9
1.1 Роль ансамбля в архитектуре и градостроительстве 9
1.2 Терминология архитектурного ансамбля 24
1.3 Архитектурный ансамбль в композиции города 36
1.4 Социально-экономические аспекты ансамблевых систем 58
1.5 Единство формы и содержания в архитектурном ансамбле 73
ГЛАВА 2 АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАК СИСТЕМА 90
2.1 Система в архитектуре и закономерности ансамбля 90
2.2 Базисные отношения в структуре ансамблей 104
2.3 Архитектурный ансамбль как система отношений надстройки 118
2.4 Архитектурный ансамбль как комплекс 136
2.5 Математическая интерпретация ансамбля как системы 145
•
ГЛАВА 3 КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА АНСАМБЛЯ 156
3.1 Композиционные качества ансамбля 156
3.2 Поле объективного пространства ансамбля 167
3.3 Поле визуального восприятия ансамбля 178
3.4 Поле эстетического восприятия ансамбля 186
3.5 Композиционная структура ансамбля 202
ГЛАВА 4 СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ 228
4.1 Структура города и структура ансамбля 228
4.2 Принципы территориальной дифференциации городской среды 238
4.3 Структура территориальных ансамблей города
4.4 Структура точечных ансамблей города
4.5 Композиционная целостность системы ансамблей
255
275
286
ГЛАВА 5 ДИНАМИКА АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ 315
5.1 Этиология развития ансамбля: исторический город 315
5.2 Макрофункционапьные процессы в развитии ансамблей 327
5.3 Динамика структуры территориальных ансамблей 355
5.4 Динамика структуры точечных ансамблей 376
5.5 Принципы целостности системы ансамблей 388
ГЛАВА 6 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ АНСАМБЛЕЙ
405
6.1 Общие цели IAA в структуре города 405
6.2 Основы классификации ЕАА города 415
6.3 Методика развития ЕАА города 427
6.4 Культура геобиоценоза. Накопление как принцип развития в
архитектурном ансамбле 444
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 456
БИБЛИОГРАФИЯ 464
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ 477
ПЕРЕЧЕНЬ ФОТОГРАФИЙ 479
ПРИЛОЖЕНИЯ 491
47
продукт) города. Наметился переход от микроансамбля к макросистемам — сочетание регулярности и иррегулярности, пейзажности и строгого порядка. В строительстве Королевского кресченда проявились ростки новой эстетики: отсутствие авторитарных начал; (демократичность). Полукруг, так же как и диагональ стали своеобразным символом новой экономической системы.
Характерные особенности раннего капитализма: а), создание рабочих поселков вокруг городов (аналогично слободам); б) создание внешней политической картинки нового общества (реконструкция сетки сложившихся улиц, дорог); Соединение раннебуржуазных градостроительных идей и организационных возможностей российской монархии вылились в феномен массовой реконструкции городов при Екатерине II.
Основой развития АА раннего- капитализма является движение функции территории: перекупка, застройка и перестройка - когда повышается: рентная стоимость и вложение капитала становится, выгодным. Часто модная композиция значительно повышала доход, что свидетельствует о существенной роли функции фактора надстройки. Описание таких мероприятий в истории искусства явно превалируют над анализом структур макроансамбля средних слоев города.
Ярко выраженными признаками ансамблевости обладали вначале теоретические, а затем и практические опыты по созданию идеального поселения - коммуны (Р.Оуэн, Сен-Симон, Фурье 1770 - 1860). В проектах проводилась идея направленного влияния архитектуры на жизнь общества. За единицу (Р1) принималась трудовая община (300-2000; чел., 10 га). Город Бекингема 10 000 чел./4,41 га = 2267 чел./га (Р2). Заслуживает внимания проект идеального города на 100 000 жителей арх. Юве,
48
выполненный по заказу Наполеона. Город был разбит на блоки по 100 га с автономной системой центров.8
Идея блокировки города на отдельные составляющие (а на первой стадии развития прослеживается ее явная механистичность в виде одинаковых ячеек как принципа равенства и порядка) стала активно развиваться при достижении плотности урбанизации Р1 = 500 ООО. Геометрически блоки напоминали римский или греческий полис с регулярной сеткой кварталов. То обстоятельство, что развитие новой ячеистой структуры шло вслед за ренессансом может в большой степени объяснить их геометрическую схожесть. Однако если эллинистический город обладал ярко выраженным ядром центра, то идеальные проекты поселений задумывались как равноправные ячейки с внутренней социальной самостоятельностью (проект планировки Огайо, 1796).
5-2. АА СРЕДНЕГО КАПИТАЛИЗМА (Х1Х-ХХ). Основа этапа -создание железных дорог; итог - начало резкой урбанизации. Идеальные архитектурные фантазии XIX в. по поводу промышленно-селитебных ячеек перешли в фазу реализации. Железные дороги обеспечили доставку сырья в любое место. Вокруг городов вырастали промышленные кварталы. Активный рост территорий привел к оформлению границы промрайонов и исторически сложившихся ансамблей центра.
Несмотря на кризис роста города, (жилищная проблема, антисанитария, проблемы транспорта) началась ковровая реконструкция уже сложившейся застройки, где • вслед за эстетическими ансамблями первой половины XIX в. стали возникать технически оснащенные и дорогостоящие макросистемы. Вслед за османовской реконструкцией Парижа; последовали перестройки других городов Европы. Капиталистический центр уже к началу XX мог рассматриваться как своеобразный конгломерат микроансамблей, составленный из
* История градостроительного искусства. - М.: Стройиздат, 1989, с. 57.
- Київ+380960830922