2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Краткий обзор истории изучения четвертичных млекопитающих и
стратиграфии плейстоцена Западно-Сибирской равнины 11
2. Материал и методы исследований 17
3. Систематическое описание копытных: Агйос1ас1у1а и Рет$ос1ас1у1а 24
4. Стратиграфическое положение основных местонахождений остатков четвертичных млекопитающих 121
5. Стратиграфическое значение средне- поздненеоплейстоцсновых
комплексов млекопитающих 156
5.1. Хазарский фаунистический комплекс 157
5.2. Мамонтовый фаунистический комплекс 159
6. Образ жизни, морфологические адаптации и среда обитания плейстоценовых млекопитающих 167
6.1. Общие черты развития экологической приспособленности копытных ко времени распространения мамонтовой фауны 167
6.2. Экстерьер и образ жизни позднснеоплейстоценовых млекопитающих „Л 173
6.3. Среда обитания Западно-Сибирских млекопитающих в среднем -
позднем неоплейстоцене 185
6.4. 11алеозоогсографические особенности мамонтовой фауны юго- 197
востока Западной Сибири
Заключение 201
Литература 204
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Юго-восток Западной Сибири по истории осад-конакопления в среднем - позднем неоплейстоцене входил во внеледпиковую и приледниковую зоны с преобладанием речного, озерного и субаэрального осад-конакопления. В этих зонах особенно широко представлены наиболее древние горизонты четвертичной системы, а также неогеновые и палеогеновые отложения. Отложения эоплейстоцена и раннего неоплейстоцена на юге Томской области до сих пор остаются без палеонтологического обоснования но остаткам позвоночных.
Первое комплексное изучение четвертичных отложений этой территории проводилось в 60-х годах, в связи с начавшейся Госгеолсъем кой 1:200000 и 1:50000 масштаба. Тогда же было выделено несколько опорных обнажений, таких как Вороновский яр - И, Кривошеино, Висков Яр. Но основными материалами, лежавшими в основе стратиграфического расчленения отложений, были литологические и палинологические анализы. Сборы остатков позвоночных носили случайный характер. Достаточно большие сборы иалеотериологического материала описаны Э.В. Алексеевой (1980), но при этом практически без учета геологического возраста. Актуальность настоящего исследования обусловлена накоплением большого фактического материала из разновозрастных отложений многочисленных местонахождений. Еще одной важной причиной проведения подобных работ является слабая разработанность местной стратиграфической схемы для Томской области. Карта четвертичных отложений Томской области масштаба 1:500 000, составленная в 1997 году, в основе своей имеет корреляционные материалы по литологии, палинологии и палеомагнитным исследованиям, что явилось причиной слабой расчлененности средне-верхненеоплсйстоценовых отложений.
Настоящее исследование посвящено изучению остатков четвертичных крупных млекопитающих, развитию природной среды в среднем-позднем неоплейстоцене. И призвано по возможности ликвидировать пробелы в палеонтологическом обосновании возраста средне-верхненеоплейстоценовых отложений юго-востока Западной Сибири.
Цель и задачи исследований. Целью работы явилось монографическое изучение плейстоценовой фауны млекопитающих юго-востока Западной Сибири и палеонтологическое обоснование стратиграфического расчленения четвертичных отложений этого района. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Изучить морфологические особенности костных остатков скелетов ископаемых млекопитающих и сделать монографическое описание остатков ископаемых копытных. Исследовать характер основных эволюционных преобразований в наиболее важных для континентальной стратиграфии родов копытных - Equus и Bison; установить филетические связи между отдельными формами.
22
ширина: верхнего эпифиза (2), диафиза (3) и нижнего эпифиза (4); измерялся максимальный поперечник эпифизов. При измерении третьей фаланги учитывалась общая длина (1), длина (2) и ширина (3) суставной поверхности, а также максимальная ширина фаланги (4). Высчитываюсь также площадь копытной фаланги путем обведения контура на миллиметровой бумаге (Кузьмина, 1997).
Рост лошадей определялся по методике Витта (1952), по длине основных костей конечностей.
Половой диморфизм лошадей изучался на костях взрослых животных, по методике предложенной И.Е. Кузьминой (1997). Ранее считалось, что половой диморфизм на ширине диафиза (как у других копытных) костей у лошадей проявляется очень слабо. В. Айзенманн (ЕІБептапп, 1979) отмечается отсутствие четко выраженного полового диморфизма как в размерах, так и в морфологии трубчатых костей конечностей лошадей, в отличие от костей бизонов. Построенный график распределения индексов массивности диафиза метаподиа-
Рис. 6. Промеры фаланг лошади: а - первая, б - вторая, в - третья (пояснения в тексте, по Кузьминой, 1997).
льных костей лошадей из Западной Сибири также отражает однородность выборки. Удалось установить, что наиболее наглядно различия в размерах костей выявлялись при построении графиков по абсолютным величинам промеров, соотнося длину и ширину кости или ширину и поперечник одного из эпифизов. Группа точек, характеризующая размеры самок, располагалась в левой нижней части графика, самцов - правее и выше. Между группами точек наблюдалось более или менее широкое пространство, не занятое точками.
Измерения черепов и костей посткраниального скелета шерстистого носорога проводились по методике Э.В. Алексеевой (1974, 1980) и М. Borsuk-
23
В1а1ушса (1973). При изучении зубов использовалась методика Н.В. Гарутт (1992). Для определения индивидуального возраста шерстистого носорога но степени стертости зубов были взяты эталонные эстампы верхних и нижних зубных рядов, которые соответствуют определенным возрастным стадиям и фазам онтогенеза в развитии зубов, выявленные Н.В. Гарутт. Для обозначения возрастных стадий приняты следующие условные сокращения: С - I, ювиниль-ная, соответствующая возрасту особи 1-1,5 лет; С - II, ювинильная, 2-3 года; С -III, ювинильная, 3-4 года; С - IV, полувзрослая, 8-11 лет; С - V, полувзрослая, 10-15 лет; С - VI, взрослая, 15-20 лет; С - VII, взрослая, 20-25 лет; С - VIII, взрослая, 25-30 лет; С - IX, старая, 35-40 лет; С - X, старая, 40-45 лет.
Для определения индивидуального возраста шерстистого носорога больше пригодны верхние зубы, так как на них возрастные изменения проявляются более четко (Гарутт, 1992).
- Київ+380960830922