Оглавление:
Введение..............................................................5
Глава I
Культурный контекст теософии Якоба Бёме
1.1. Философские и культурно-исторические предпосылки теософии Якоба Бёмс.............................................................17
1.1.1. Историко-культурный контекст творчества Беме...............17
1.1.2. Отношение традиционной церковной теологии к теософии Бёме ..21
1.1.3. Философские предпосылки теософии Бёмс......................28
1.2. Общая характеристика учения и языка Якоба Беме....................37
1.2.1. Основные этапы творчества Бёмс и общая характеристика его основных произведений..................................................37
1.2.2. Мистицизм Бёме.............................................49
1.2.3. Теософия Бёме...............:..............................65
1.2.4. Своеобразие языка бёмевской теософии.......................81
Глава 11
Учение Бёме о тройственной природе Бога и человека
11.1. Бог и человек в теософии Бёме................................107
II. 1.1. Теогоническая душа человека............................107
11.1.2. Понятие «Бездна» и его значение для понимания учения Бёме о «вечной воле».........................................................118
11.1.3. Троица.....................;............................142
11.2. Тройственная природа Бога и мира................................153
Н.2.1. Природа в Боге............................................153
IL2.2. Мир Божий.................................................190
11.2.3. Действительный мир.......................................198
Н.З. Бёме о человеке....................................................204
11.3.1. Человек в идее самого Бога............................204
11.3.2. Учение Бёме о человеческой природе....................214
11.3.3. Бёме о происхождении и назначении человека............225
Ш
Учение Бёме в культуре Германии
III. 1. Бёме в контексте немецкой культуры на рубеже 18 и 19 вв.239
III. 1.1. Общая характеристика немецкой культуры на рубеже 18 и 19
столетий........................................................239
III. 1.2. Влияние теософии Беме на концепцию истории Ф. X. Отиигера
(1702-1782).....................................................248
Ш.2. Рецепция Бёме в немецкой философии начала 19 в.....................256
Ш.2.1. Бёме и Шеллинг.........................................256
Ш.2.2. Бёме и Гегель.........................................264
Ш.З. Влияние Бёме на немецкий романтизм.................................277
Заключение...........................................................290
Список используемой литературы.......................................306
Глубже, чем средневековая философия, Бёме подошел к проблеме происхождения зла, т.е. к проблеме теодицеи. В истории философии нового времени Бёме первый делает открытие, которое будет играть потом огромную роль в немецкой философии и культуре, а именно, что все может раскрываться лишь через другое, через сопротивление. Свет не может раскрыться без тьмы, добро без зла, дух без сопротивления материи. «Огромное значение Бёме состоит в том, - говорит Бердяев, - что после господства греческой философии и средневековой схоластики, с их статическим богопониманием, он вносит динамический принцип в понимание Бога, то есть видит внутреннюю жизнь в Боге, трагизм, свойственный всякой жизни... У Бёме повсюду воля и противоречие. Нравственное чувство зла у Лютера превратилось в метафизическое».18
Отношение теософии Бёме к традиционному учению Церкви можно уподобить отношению Мастера Экхарта (1260-1328) к схоластике, который своими «Духовными проповедями» заставляет всерьез говорить о нем как о предвестнике Реформации, подготовившего развитие последующей новой философской и теологической мысли вплоть до Якоба Бёме. Только у Бёме это новое выступает в более всеобъемлющем и завершенном виде. Именно Бёме, и, может быть, именно потому, что его духовный взор был замкнут почти исключительно на Библии Лютера, духовно преодолел остатки традиционного, исторического христианства, и, в конце концов, в духе, т.е. еще исключительно внутренне, завершил религиозное дело Лютера.
Этот внутренний характер протестантского учения Бёме и послужил во многом к тому, чтобы обвинить ’’внешний”, церковный протестантизм в утрате истинного духа Реформации. Поэтому можно утверждать, что в лице Якоба Бёме немецкий мистицизм имеет самого последовательного протестанта, высказавшего в своем удивительном учении много такого, что
1 п
Бердяев, Н. А. Из этюдов о Якобе Бёме. Этюд I. Учение об Унгрунде и свободе. С. 25-
28.
32
столь же удивительным образом совпадает и даже продолжает воззрение Лютера по самым разнообразным вопросам.
Средневековье более благоприятствовало образованию субъективной мистики, нежели собственно теософии. В качестве предшественников Бёме можно привести в основном немецких мистиков: Экхарта, Таулсра, Сюзо, а также неизвестного автора «Немецкой теологии», которые все также способствовати реформации церковного учения. И если нельзя доказать прямого влияния их на Бёме, то все же невозможно не признать опосредствованное влияние на него мистики Средневековья. То же самое можно сказать и о каббале, которая стача общеизвестной в эпоху Реформации (Пико делла Мирандола, Рейхлин).
Но главной предпосылкой для Бёме является сама эпоха и духовное движение, начатые Новым временем. Человеческий дух исследовал отныне уже не только святое Писание, открыв в его содержании новый смысл, но он исследовал новым и просветленным взглядом также книгу Природы.
Мистическая натурфилософия охватывает прежде всего алхимию (делание золота) и астрологию (толкование звезд). Посредством химического процесса производится попытка изменения металлов, отделения «нечистого» и «неблагородного», дабы посредством продолжительных изменений дойти, наконец, до благородного ядра. Алхимики, чтобы отыскать «камень мудрых» (lapis philosophorum), совершают свой труд при молитве и призывании «святого имени». Подлинный алхимик занимается своим искусством не для того, чтобы достичь земной выгоды, но для того, чтобы глубже проникнуть в тайну природы. Он полагает’ эту природу в связи с трансмутацией, которая должна произойти с человеком в его возрождении через Христа. Он полагает ее в связь с историей Царства Ьожия, завершение которой наступает посредством дигерирования (обособления), ферментации (брожения), разложения (Putrefaktion, тления того, что относится к старому, мертвому и грешному существу), сублимации (т.е. «облагорожения» и возвышения Доброго, которое было сокрыто под земной оболочкой). Точно так же с
33
- Київ+380960830922