Ви є тут

Население современной России: этносоциокультурный подход

Автор: 
Кулешова Наталья Сергеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
362090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................4
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования.............27
1.1. Современные гносеологические концепции познания общества..........27
1.2. Социально-философские и социологические методологические принципы объяснения общества....................................................40
1.3. Современное общество с позиции культурологического знания.........54
1.4. Познание современного общества: выводы и обощения.................72
Глава II. Население Земли: социально-философский и
культурологический анализ..............................................81
2.1. Глобальные проблемы и глобализация современного мира..............81
2.2. Современная демографическая картина мира: философский анализ 96
2.3. Этносы как объект познания и предмет социально-философского и культурологического знания..........................................118
2.4. Этносоциокультурные процессы современности: интегративный
подход................................................................135
Глава III. Отечественное социально-гуманитарное знание о человеке и населении современной России..........................................146
3.1. Философский анализ естественнонаучных концепций человека.........147
3.2. Ментальность и национальный характер в отечественном социальногуманитарном знании...................................................163
3.3. Исследования изменений системы ценностей в современной России 178
3.4.Культурологический анализ концепции о настоящем и будущем России................................................................193
Глава IV. Население России: традиции и современность..................208
4.1. Современная Россия и ее население................................212
4.2. Современные возрастные группы России и тенденции их изменения:............................................................225
4.2.1. Дети общества риска.................................225
4.2.2. Современная российская молодежь.....................240
4.2.3. Взрослое население страны..............................249
4.2.4. Старшие возрасты.......................................260
4.3. Принцип культуроцентризма в анализе современных этнодемографических прогнозов России..........................................................273
Глава V. Перспективы переселения русского населения на историческую родину
..........................................................................289
5.1. Процессы маргинализации населения современной России.................289
5.2. Мигранты и процессы социокультурной адаптации населения..............300
5.3. Русское население на постсоветском пространстве и проблемы этносоциокультурной идентификации................................314
5.4. Человеческий потенциал - главное богатство современного общества и основной принцип концепции культуроцентризма
..........................................................................338
350
358
.360
Основные понятия, использованные в работе. Список литературы........................
3
классическая социальная философия и социология, в которых достаточно очевидно доминирует социальное над индивидуальным, именно поэтому один из авторитетных авторов современного постмодерна Ж. Бодрийяр предлагает новый тип теоретизирования об обществе. Его теория базируется на анализе процесса потребления, которое осуществляет постоянный контроль, как над предметами, вещами, знаками, так и над каждым индивидом - потребителем.
Утверждение такого тезиса позволило Ж. Бодрийяру29 обосновать необходимость создания принципиально новой теории об обществе, теории потребительского общества. По мнению Ж. Бодрийяра, в обществе постмодерна люди не покупают то, в чем они нуждаются, Культурный код контролирует и принуждает их делать покупки-симулякры. Другими словами, потребительская стоимость товара заменяется символом, указывающим на престиж, власть, благополучие, на принадлежность к конкретной группе. Именно потребление товаров и услуг и выступает в качестве как показателя того, к какой конкретно фуппе относится индивид.
Концепция Ж. Бодрийяра помогает понять такой феномен как престижное потребление в любой сфере деятельности. Так, например, для клиентов учреждений образования важен не сам процесс учебной деятельности, а симулякр - престижное название вуза, не получаемая студентом специальность, а степень ее « модности» и престижности в определенных кругах.
Благодаря замене реальности знаком (симулякром) этой реальности в современном мире происходит утверждение иллюзии любой реальности, будь то вещи, процессы или социальные отношения. Фактически они стали частью нашей реальности, делая реальный мир человека качественно-неопределенным. Симулякры снимают вопрос об адекватности знаков, слов, программ, лозунгов той действительности, которую они должны были бы отражать, если бы человечество осталось жить по законам и нормам Просвещения.
Аргументацию относительной неопределенности и амбивалентности развития современного социума и его культуры теоретики постмодерна ищут
29 Бодрийяр Ж. Система вешей. М., 200!
38
и находят в принципах синергетики, науки о специфике комбинированных действий самоорганизующихся систем, в результате чего взаимодействие различных потенций в совокупности дает большой эффект. Можно сказать, что теоретические позиции постмодерна находятся в самых различных областях современного знания от философии до мистики, от структурализма до интуиции, от искусства до действий «человека-массы».
В постиндустриальном обществе, обществе риска, происходящие изменения, кардинально меняющие социум связаны прежде всего с современной вычислительной техникой и электроникой, на базе которых создаются все современные информационные технологии, глобальные информсистемы, СМИ и Интернет.™ Исследователи современного общества считают, что именно эти средства составляют главные материально-технические и экономические параметры этого нового общества. Информация является главным товаром данного общества. Информсети, банки данных и комплектующие для сетей составляют материально-техническую базу этого общества.
Современные информационные инфраструктуры первоначатьно были созданы для оптимизации процессов управления производством. Затем под их доминирующим воздействием изменилось и само производство, перейдя от производства товаров в грубо-вещной форме, к производству, хранению, сбору и систематизации информации и оказанию услуг в этой сфере, что существенным образом изменило социальную структуру стран, осуществивших информатизацию всех сфер жизни общества. Вместе с тем изменились и социокультурные процессы в странах с высоким уровнем информатизации, потому что информация превратилась в основной ресурс товаров и услуг, в источник добавленной стоимости и занятости.
30 Поппель Г., Голдстайт Б. Информационная технология - миллионные прибыли. М., 1993; Информация и самоорганизация. [М., 1996; Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. М., 2000.
39