СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЗНАНИЯ 28
СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ЧЕЛОВЕКА
1.1. Новейшая философия о специфике познания социальной 28
реальности и человека
1.2. Социальная реальность как предмет философского, 44
культурологического и социологического знания
1.3. Социокультурный анализ трансформации современного 64
общества
1.4. Человек: современный системно-интегративный подход 77
1.5. Теоретический анализ современного российского 108
общества и его ближайших перспектив
Глава II.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИХ РОЛЬ В 128
СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Социальный институт как базисная характеристика 128
современного общества
2.2. Социальный институт: генезис становления и главные 143
функции
2.3. Современные представления об организации и ее 161
культуре
2.4. Концепция человеческого капитала и ее значение для 182
формирования культуры современной организации
Глава III.
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ И 204
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ РАБОТНИКА
3.1. Современные модели организационного поведения 204
3.2. Корпоративная культура и се модели 219
3.3. Организационная культура и культура организации в 235
современной России
3.4. Социокультурные особенности современного 251
российского работника
Глава IV.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ 272
ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ
2
4.1. Социокультурные процессы в современной России 272
4.2. Рынок труда как объект социокультурного анализа 294
4.3. Российская молодежь на современном рынке труда 306
4.4. Информационное общество и требования к работнику 323 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 339
ПРИЛОЖЕНИЕ 350
БИБЛИОГРАФИЯ 365
3
Философский анализ глобальных трансформаций современного мира и радикальных социальных изменений в России 90-х гг. XX в. показывает процесс становления нового этапа цивилизационного развития, в том числе и на основе идей нелинейной методологии. Исследователи выявляют специфику применения базовых понятий синергетики: «нелинейность», «самоорганизация», «хаос»,
«бифуркация», «аттрактор» и др. для адекватного понимания и всестороннего познания социальной реальности. Исследователи выявили особенности влияния нелинейных представлений на процессы понимания и познания происходящих социальных трансформаций в России 90-х гг. XX в. и их воздействие на дальнейшие радикальные изменения3.
Современная методология познания социальных процессов, которая основывается на нелинейных представлениях об объективной реальности утверждает, что нелинейность обладает необходимой методологической общностью для ее использования в познании социальных процессов. Понятия «порядок», «хаос», «нелинейность», «самоорганизация», обладают высокой эвристичностью при описании социальных трансформаций, а сама трансформация смыслов базовых понятий нелинейной динамики, когда ее идеи применяются к социальной реальности, предполагает использование понятия «динамические системы», которые принципиально нелинейны, открыты и необратимы во времени.
Современная практика социального бытия убедительно подтверждает, что наблюдаемые многообразные формы поведения людей и их практические действия обусловлены стремлениями людей к соучастию в создании новых смыслов, их растущей потребностью в
3 Щеглов Б.С., Попов В.В. Нсклассичсская рациональность и человеческая деятельность. -Ставрополь, 2002. Щеглов Б.С. Фактор рациональности в постнеклассичсском дискурсе. - Р-на-Дону, 2004.
38
самоактуализации. Это составляет значимую особенность всех современных сообществ, независимо от уровня их материально-технического развития и существующего политического строя. Другими словами, логика социальных изменений в современном мире определяется логикой социальных действий, которые подчинены социальному времени и историческим традициям, а не классической рациональности европейской философии.
Рассмотрим это более подробно. Актуальность выявления новой методологии социального познания связана с тем, что концепция постнеклассической рациональности в современных научных исследованиях представлена достаточно широко. Существует множество самых разных подходов: постнеклассическая
рациональность, нелинейная методология, феноменологическая концепция, структурализм, синергетизм, постмодернизм и пр. При этом все более часто утверждается идея кризиса рациональности и утраты существовавших традиционных критериев рациональности научного познания.
Другими словами, противоречия современной цивилизации и само рационалистическое мировоззрение оказались в ситуации, когда под сомнение были поставлены базисные основы научной рациональности и сами перспективы решения социокультурных проблем исключительно рациональным путем.
Широко распространенный в современном социальном знании принцип плюрализма и значимости всего множества различных философских позиций поставили под сомнение саму идею классической рациональности социально-философского знания. И это вполне обоснованно, так как связано с принципиальным изменением понимания роли и места духовных факторов в жизни современного общества.
39
- Київ+380960830922