СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДШИЕ.......................................................... 3
ГЛАВА I. ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..............................12
1.1. Происхождение курдского этноса:
анализ теорий ................................... 12
1.2. Курдский этнос и территория ..................... 19
1.3. Этногеографические структуры Курдистана . . 24
1.3.1. Курды .................................... 24
1.3.2. Иные этносы................................41
1.4. Конфессиональный состав...........................46
ГЛАВА П. ДШХГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ...............................58
2.1. Численность этноса: трудности статистики, межстрановые пропорции.................................58
2.2. Факторы демогеографического развития
этноса ...... ................................... 71
2.3. Динамика рождаемости, смертности и естественного прироста ...............................77
2.4. Миграционная подвижность курдов и ее влияние
на демогеографическую ситуащю.....................81
ГЛАВА Ш. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ........................92
3.1. Занятость и социальная стратификация населения..............................................92
3.2. Сельское хозяйство ............................. 104
3.2.1. Земледелие . ............................ 104
3.2.2. Животноводство............................129
3.3. Промышленность...................................134
3.4. Ремесла..........................................146
3.5. Урбанизация......................................149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................157
БИБЛИОГРАФИЯ
161
- 3 -ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших доминант современного мирового исторического процесса становятся этно-национальные проблемы. При этом речь вдет не только о "классических" этнических конфликтах, столь угрожающих стабильности во многих частях мира. Явление приобретает более глубинные черты, затрагивает многие аспекты межличностного общения и души лхдей. Это явление получило в литературе название "этническое возрождение" или "этнический парадокс современности".
Как известно, в человеческой психике противоборствуют два начала: тенденция к уподоблению, стремление быть похожим на кого-либо, не выделяться из общей массы, стать органической частью целого, и тенденция к уникальности, сохранению своего лица, своего собственного "я". К сожалению, современная цивилизация до последнего времени имела лишь этнонивелирующий, унифицирующий, т.е. в конечном счете обезличивающий характер; Это обстоятельство, во-первых, связано с интенсивным межнациональным "перемешиванием" в западном мире, формированием единого рыночного хозяйства и интеграционными процессами; во-вторых, идеология национализма скомпро-ментирована в глазах мирового общественного мнения фашизмом, который является крайней формой национализма; в-третьих, существенную роль в снижении значимости этничности в социальных отношениях сыграл раскол мира на две противоборствующие социальные системы: социалистическую и капиталистическую - в этих условиях национальные различия как бы отступали на задний план.
После снижения и фактического устранения фактора классовой борьбы ситуация в этнических процессах начинает существенно меняться. Цивилизация быстро обнаруживает, что этничность не исче-
16
тан, который является одним из очагов человеческого рода и распространения его по другим местностям, согласно историческим событиям, был населен на заре истории народами гор Загрос: лола-ми, гутиями, касситами, халдеями, хурритами, а также эламитами, проживающими на крайнем юго-востоке Курдистана... Все эти народы, за исключением эламитов, - очень древний корень курдского народа. Затем исследователь постепенно переходит к мидийской эпохе IX— в. до н.э., отмечая, что шщийвд - из индоевропейских народов, которые мигрировали с восточного побережья Кавказского моря на северо-запад Иранского нагорья. Он считает, что мидийс-кий народ - это, в сущности, курдские племена, проживавшие на востоке Ассирии. Что касается языка, то он относится к семье индоевропейских. Язык мвдийцев, по его мнению, и трансформировался в язык курдского народа. Как в результате смешения парфян с персами перше "исчезли" из-за полной ассимиляции вторыми, нечто подобное произошло и с индийцами вследствие частичного их слияния с персами. Заки аргументированно оспаривает мнение С. Смита о том, что ассирийские надписи не указывают на существование курдского этноса до 650 г. до н.э., и утверждает, что он упоминается, по крайней мере, в 812 г. до н.э. Как бы то ни было, курды - потомки народов Загроса, кавказские по происхождению, ставшие затем арийскими в результате многочисленных миграций в УШ и IX в. до н.э., или же они были потомками чистокровных арийцев - индоевропейцев, как считает Заки М.А.
Думается, что эта теория, говорящая о древности происхождения курдов, является правильной, однако она все еще нуждается в рда археологических доказательств и свидетельств, полностью подтверждающих ее. Вместе с тем теория, согласно которой курды пришли в
17
Курдистан в середине УП в. до н.э., по нашему мнению, не выдерживает критики.
Определенный интерес представляет позиция филолога и топони-миста Спейзера Д79, с. 9 - 10/.
Собственные названия какого-либо народа могут изменяться у других народов. Так, "касьюн" с течением эпох именовались: каси, касаи, куси, кашашу, куши. Различные названия курдов - это, по мнению некоторых востоковедов, ни что иное, как синтаксически родственные слова, свидетельствующие о возможности фонетической трансформации, указывающие либо непосредственно на весь курдский народ, либо на многочисленные рода и племена, которые жили и живут под названием "курды” при различных именах и названиях в древние времена. Так, древние народы знали курдов под такими названиями, как:
- кути, джути, джуди (у сумерийцев);
- кути, нута, курта, карта, карду, кардака, кардан, картакан, кардак (у ассирийцев и арамеев);
- куртиуйи, сирти, курдраха (у иранцев);
- кардуси, кардухи, кардук, кардуки, кардуха, кардудикайи (у греков и римлян);
- курдуин, курджих, куртих, карха, курха (у армян);
- курди, кардуви, бакарда, картауих, джурди, джуди (у арабов).
Ученый заканчивает свое исследование тем, что все эти мнения
- теории, приведенные в виде свободного исследования, проведение которого оправдывается тем обстоятельством, что еще нет доказательств, на которые можно положиться в решении вопроса о происхождении курдского этноса.
Что же касается личного мнения автора диссертации, то
- Київ+380960830922