Ви є тут

Географические аспекты внешней торговли субъекта Российской Федерации в современных условиях хозяйствования : На примере Воронежской области

Автор: 
Грицаенко Елена Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000228282
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................... 4
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы экономико-географического изучения внешней торговли субъекта РФ.......................................... 10
1.1. Внешняя торговля региона как объект экономико-географического исследования .... 10
1.2. Методы изучения и основные показатели внешней торговли субъекта РФ...................... 25
1.3.Открытость экономики как фактор регионального развития....................... 32
ГЛАВА 2. Историко-географические особенности развития хозяйства и торговли Воронежской области .............................................. 4 9
2.1. Формирование хозяйства и развитие торговых связей Воронежской области в досоветское время.................................... 50
2.2. Развитие хозяйства в советское время в условиях монополии внешней торговли .... 67
ГЛАВА 3.География внешней торговли Воронежской области в современных условиях хозяйствования
.............................................. 75
З.1 Формирование товарных ресурсов и рыночной инфраструктуры Воронежской области 7 5
3 . 2 .Структура и география экспорта........ 96
з
З . З .Структура и география импорта.......... 120
3.4.Территориальные особенности и основные направления развития внешней торговли Воронежской области 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 143
ЛИТЕРАТУРА.............................................. 153
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................. 17 0
19
степень наращивания экономической открытости. [130] Усиление роли внешней торговли обуславливается приграничным положением отдельных регионов. Само соседство, контактность с другими странами позволяет больше ориентироваться на внешнюю торговлю, выходить на зарубежное пространство. В приграничных районах, причем по обе стороны границы, создаются условия для развития контактных структур в хозяйственной сфере. Во многих случаях появляются возможности экономически эффективного взаимодействия, взаимодополнения в территориально-отраслевых структурах обоих приграничных районов: либо за счет разнообразия природных ресурсов, либо за счет исторически сложившейся взаимодополняемости в сфере производства, транспорта, услуг.
Развитию внешней торговли способствует возникновение объектов рыночной инфраструктуры. [33,62, 73,110,144] Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная системы, системы коммуникации, системы страхования предпринимательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), создающие необходимые условия для бесперебойного функционирования производственных структур субъектов и их участия в МРТ. Одновременно они воздействуют на сам и производственные структуры и во многом определяют их участие во внешней торговле. Так, например, маркетинговая служба, структура которой зависит от масштабов и специфики экспортной работы, зключает подразделения, от-
20
ветственные за изучение рынков, формирование товарной номенклатуры, политику цен, товародвижение и сбыт, формирование спроса и стимулирование сбыта. Хотя эта служба и не руководит непосредственно ни экспериментально - конструкторскими работами, ни производственной деятельностью, ни подбором поставщиков комплектующих изделий, мнение ее руководителя (маркетинг-директора) по всем этим вопросам очень весомо. В случаях же, когда может быть нанесен существенный ущерб конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, маркетинг-директор пользуется предоставленным ему правом «вето». Как показывает зарубежная практика, маркетинг-директор обычно способен более верно и экономически оправданно чем конструкторы и технологи выдвигать задачи по разработке новых и модернизации производственных товаров, поскольку он обладает более широкими возможностями оценивать требования и предпочтения покупателей.
[62]
Условием успешного развития внешней торговли является наличие товарного производства и экспортоориентированных производств, инфраструктурных объектов достаточной мощности и выгодного географического положения территории, ранее налаженных производственных кооперационных и научно-технических связей. Наряду с этим важное направление имеет наращивание экспортоориентированных мощностей путем рационального использования ресурсов территории и привлечения дополнительных ресурсов (сырья, кадров, частных и иностранных инвестиций). Как показывает мировой опыт, всемерное содействие национальным экспортерам является