Ви є тут

Региональная внешнеторговая деятельность : На материалах Пермской области

Автор: 
Потемкин Алексей Валентинович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000282343
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНОВ.......................................................... 6
1.1 Международное разделение труда в социально-экономической географии......................................................... 6
1.2 Роль государства в регулировании внешнеэкономических связей региона.......................................................... 15
1.3 Особенности развития внешней торговли на региональном уровне 23
1.4 Мегоды исследования внешнеэкономической деятельности регионов. 28 ГЛАВА II. ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.......................................................... 46
2.1 Ресурсный потенциал Прикамья................................. 46
2.2 Внешнеторговый комплекс Пермской области..................... 56
2.3 Организационно - коммерческие предпосылки внешнеэкономической деятельности области......................................... 62
2.4 Предпосылки и процессы интеграции в мировое экономическое
пространство..................................................... 71
ГЛАВА III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
СВЯЗЕЙ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ.......................................... 79
3.1 Товарная структура экспортно-импортных поставок Прикамья 79
3.2 Анализ географического распределения товарооборота области 98
3.3 Динамика внешней торговли Пермской области...:.............. 112
ГЛАВА IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ. ............................. 124
4.1 Пути и методы повышения конкурентоспособности товаров....... 124
4.2 Возможности освоения новых рынков сбыта продукции Пермской области за рубежом.............................................. 129
4.3 Мероприятия по организации внешнеторговой деятельности в
Пермской области................................................ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 144
ЛИТЕРАТУРА...................................................... 148
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................... 161
<?/■
3
ВВЕДЕНИЕ.
Проведение экономических реформ в России обусловило необходимость формирования внешней торговли в новых условиях хозяйствования. Одной из сторон трансформации экономики России является демонополизация внешней торговли на фоне глобальной интернационализации производства, капитала и хозяйственной жизни в целом. Этому способствует неравномерность развития и распределения научно-технического потенциала, различная степень обеспеченности ресурсами, выгоды и преимущества международного разделения труда.
На современном этапе чрезвычайно необходимо проведение экономикогеографических исследований внешнеторговых связей регионов страны, поскольку именно они играют важную роль в осуществлении экономических реформ. Без успешного ведения внешнеторговой деятельности регионов не возможно оздоровление их экономики и страны в целом, развитие производительных сил и внутрихозяйственной структуры.
Стабильное экономическое положение и последующее развитие в современных условиях невозможны без ведения внешней торговли. Обострение конкуренции на мировом рынке и повышение требований к техникоэкономическим показателям товаров заставляют экспортеров активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, создавать условия для осуществления новых форм внешнеэкономических взаимоотношений. Наличие ряда общих внешнеэкономических законов, приемлемых для всех территорий, не только предполагает, но и обусловливает существование специфических закономерностей, вызванных существенными различиями регионов. Все это вызывает необходимость проведения исследования внешнеторговых связей не только по стране в целом, но и конкретных регионов. Одним из таких регионов является Пермская область, на территории которой формируется мощный внешнеэкономический комплекс, обладающий широкими внешнеторговыми связями.
Объектом исследования является полиструктурный
внешнеэкономический комплекс Пермской области.
Предметом исследования - внешнеторговая деятельность Пермской области, ее отраслевая и территориальная структура.
Целыо работы является комплексный анализ внешней торговли Пермской области и обоснование направлений ее совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе последовательно решались следующие задачи:
- обоснование категории международного разделения труда в условиях перехода к рыночной экономике;
- разработка методики исследования внешнеторговой деятельности региона;
16
государства, а с другой - теми задачами расширенного воспроизводства, которые оно решает в рамках своего национального хозяйства.
В самой общей форме можно сказать, что главной задачей внешне -экономической политики является создание благоприятных внешних экономических условий для расширенного воспроизводства внутри страны или региона, если речь идет о внешнеэкономической политике направленной на развитие различных регионов, с учетом их специфики и особенностей [27,143].
На формирование внешнеэкономической политики Российской Федерации не могли не сказаться такие явления как, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютного курса, не равновесие платежного баланса существенная внешняя задолженность и т.д., которые дополняются внутренними проблемами, обусловленными объективными изменениями в развитии производительных сил [23].
Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций, либерализации и протекционизма. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. И либерализация и протекционизм, отражают не только интересы, но и реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, события, происходящие в международных экономических отношениях [124,191].
В последние годы развитие международных экономических отношений характеризуется усилением протекционизма, пришедшего на смену длительной тенденции к их либерализации [16,120]. Причем это характерно как для промышленно развитых, так и для развивающихся стран. Так, в 1996г. торговые барьеры (не считая таможенных тарифов) затрагивали 21 % импорта промышленно развитых стран по сравнению с 17 % в 1991г.
В развивающихся странах этот показатель составлял, соответственно, 26 и 25 %. По отдельным группам товаров степень охвата торговыми барьерами была еще выше. Так, например, в начале 90-х годов нетарифными барьерами было затронуто свыше 55 % мировой торговли текстилем и одеждой. Так, например, АО "Чайковский текстиль" был вынужден очень серьезно ограничить экспорт своей продукции, отправляя ее по строго установленным квотам (квота на продукцию подвергаемую нетарифными ограничениями выделяется определенному государству, которое в свою очередь распределяет объемы дозволенного экспорчд этой продукции по предприятиям внутри страны, исходя из целей внутренней экономики).
Усиление протекционизма зарубежных стран крайне негативно сказывается на экспортных возможностях Пермской области. Протекционизм,
17
особенно ограничивает товары военного и двойного (товары могущие применяться как в мирных, так и в военных целях) назначения, чем сильно ударяет по соответствующим отраслям специализации Прикамья.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это, прежде всего тем, что по мере расширения внешнеэкономических связей того или иного региона требуются все новые инструменты оптимизации его участия в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике [79] (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.
Для регулирования внешнеэкономической политики, государство владеет определенными методами. Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли.
В данном вопросе государство проявляет, по отношению к регионам-экспортерам этого вида сырья, дифференцированный подход, заключающийся в различном размере ставки акциза на экспорт. Дифференцирование проводится на основе методики расчета ставок акциза по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.97. N 408, для экспортеров Пермской области установлена ставка акциза -50195 руб. для предприятий НК Лукойл, а для остальных предприятий -экспортеров Прикамья - 28002 руб. На фоне других регионов страны первый показатель в 1.185 раза выше общероссийского, а второй в 1.51 раза ниже [58,167].
При импорте продукции основным регулятором является таможенная пошлина, которая выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции [123].
Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет. Кроме того, таможенные тарифы широко используются в целях улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. С этой целью заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок ввозных