2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................4
1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И КЛИМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИОРДАНИИ..........................................................7
1.1. Физико-географические особенности...............................7
1.2. Климатические особенности......................................15
1.3. Экстремальные значения некоторых метеорологических величин в тропосфере..........................................................17
1.4. Повторяемость дней с циклонами и антициклонами над Аравийским
полуостровом.....................................................19
Выводы но главе 1.................................................22
2. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ, ДАВЛЕНИЯ И ПЛОТНОСТИ ВОЗДУХА НА НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТОВ..............................24
2.1. Стандартные атмосферы........................................24
2.1.1. Стандартная атмосфера СА-81................................24
2.1.2. Тропическая стандартная атмосфера и возможные отклонения температуры от значений в ней в реальных условиях Иордании..........27
2.2. Роль температуры, давления и плотности воздуха на различных этапах полета вертолета.................................................28
2.2.1. Крейсерский режим полета...................................28
2.2.2. Влияние температуры и давления воздуха на тягу двигателей и часовой расход топлива...................................................31
2.2.3. Влияние температуры и давления воздуха на взлет и посадку вертолета........................................................34
2.3. Оценка безопасной высоты полета..............................35
2.3.1. Методика расчета безопасной высоты полета при известном распределении приземного давления по маршруту....................36
2.3.2. Оценка безопасной высоты полета при отсутствии метеорологической
информации по маршруту............................................37
Выводы по главе 2.................................................39
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ И ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА НА ПОТОЛОК ВЕРТОЛЕТА И ПОТЕРЮ БЕЗОПАСНОЙ ВЫСОТЫ..........................40
з
3.1. Предварительные замечания по влиянию геофизических характеристик и экстремальных значений температуры и давления воздуха на некоторые летно-технические харак теристики вертолетов......................40
3.2. Расчет отрицательного влияния максимальных температур и пониженных значений давления воздуха на возвышенных участках рельефа на потолок различных типов вертолетов.....................44
3.3. Исследование влияния больших перепадов атмосферного давления
на изменение высоты полета вертолета............................48
Выводы по главе 3...............................................56
4.ВЛИЯНИЕ СИЛЬНЫХ ВЕТРОВ И ПЫЛЬНЫХ БУРЬ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ВЕРТОЛЕТОВ.................................57
4.1. Особенности метеорологических условий пустынь и полупустынь 57
4.2. Влияние ветра на взлет и посадку вертолета и размер посадочных площадок..........................................................58
4.3. Анализ условий развития пыльных бурь и их влияние на безопасность полетов..............................................66
4.4. Основные результаты расчетов пыльных бурь..................72
Выводы но главе 4...............................................79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................82
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................89
9
Самые высокие точки находятся на юго-западе страны (Рам - 1754 м, Мабрия - 1527 м и Хай - 1736 м над уровнем мирового океана). На юго-востоке страны плоскогорье пересекается почти высохшим руслом Вади Сирхан, большая часть которого находится на терри тории Саудовской Аравии /30/. Джебель эд-Друз, основная часть которого расположена в Сирии.
Недра страны до сих пор изучены слабо. Известно только то, что 60 % территории имеют залежи высококачественных фосфатов, что обеспечивает Иордании место в первой пятерке стран обладателей этого ценного сырья. Его разработки ведутся в основном открытым способом, что при усиливающихся с дневным прогревом ветрах приводит к подъему мелких частиц фосфатов в воздух и его загрязнению. Причем наиболее перспективное месторождение Щейдия расположено всего в 35 км от столицы страны города Аммана, что при ветрах с этого месторождения загрязняет его воздушный бассейн.
Речную сеть страны образуют преимущественно сезонные водотоки. Обычно сухие русла рек, которые называются вади, в период дождей заполняются водой. В зимние месяцы такие "временные" реки довольно многочисленны. Однако к весне количество воды в них уменьшается, и с наступлением лета они вновь пересыхают, чтобы опять забурлить мутными потоками в следующий сезон дождей. Для удержания драгоценной влаги в районах вади строятся плотины и дамбы. Они возводятся также в тех местах, где находятся главные отводные каналы от рек с постоянным водотоком.
В настоящее время плотины все чаще преображают унылый иорданский ландшафт, который оставался неизменным на протяжении столетий. Особенно красива плотина Эль-Малик Талал. Она внешне чем-то напоминает Нурек в Таджикистане. Если смотреть на нее с борта ЛА, то открывается захватывающая картина. Под голубым, белесым по краям небом, среди желтовато-песчаных гор змеится то узкая, то широкая полоса темно-синей воды, резко контрастируя с суровостью безжизненных горных склонов и в то же время, удивительно гармонируя с окружающим ландшафтом.
Среди рек с постоянным водотоком самыми крупными являются Иордан, впадающий в Мертвое морс, и его приток Ярмук. Эти реки не судоходны и используются главным образом для орошения.
Интересно, что древняя легенда о двух городах, покоящихся на дне Мертвого моря, совершенно неожиданно подтвердилась в наши дни, когда
10
археологическая экспедиция, снабженная специальным снаряжением ;шя работы под водой в условиях повышенной солености, сумела достичь глубины 60 м. В свете прожекторов ученые обнаружили едва видимые под наслоениями ила руины древних строений и мощеную дорогу шириной около 4 м.
В связи с этим некоторые подводные археологи высказали предположение, что это и есть развалины Содома и Гоморры, исчезнувшие с лица земли примерно в 1900 г. до н. э. Кто знает, может быть, они и правы.
Ведь нашел же Трою, хотя и не под водой, в 70-80 г.г. XIX века немецкий археолог Г. Шлиман /63/! Кроме легенды о происхождении Мертвого моря как огромной воронки от ядерного взрыва, произошедшего по неосторожности инопланетян, когда-то посетивших этот утолок земли, существует и научная теория. История образования Мертвого моря хорошо изучена. Море в своем развитии прошло несколько этапов. На первом этапе - в верхнем плиоцене, г.е. за несколько сот тысяч лет до нашего времени, море не было изолировано от мирового океана и океаническая вода через Красное море и Акабский залив беспрепятственно проникала в его бассейн. Подъем горной перемычки Эль-Араба преградил доступ воды из океана, а повышение сухости климата в среднем плиоцене вызвало се усиленное испарение, в результате чего на дне котловины отложилась огромная - до 4 км - толща каменной соли.
Примерно 70 тыс. лет назад подземные источники и реки, стекавшие в котловину, образован! огромное озеро, соленость вод которого была значительно ниже нынешней. На дне этого озера постепенно откладывашсь карбонатовые осадки и известковые туфы. Климат становился все более сухим, испарение воды усиливалось и уровень озера упал ниже уровня современного Мертвого моря еще на 40 м. При этом образовалась нижняя, особенно соленая водная масса. Площадь Мертвого моря была примерно в 1,5 раза меньше современной, которая составляет 1050 кв.км. Процесс усыхания достиг апогея еще в библейские времена -1,5-4 тыс. лет назад.
О таком низком уровне воды и в первые столетия нашей эры. свидетельствует, например, старинная "Мадебская" карта, составленная около 560 г.нашеЙ эры, а также древняя каменная дорога, проложенная когда-то римлянами, но теперь затопленная. На протяжении последних 1-1,5 тыс. лет уровень Мертвою моря снова повысился на 40 м. что было связано, но всей видимости, с одновременным увлажнением климата, уничтожением
- Київ+380960830922