2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы оценивания территории .... 7
1.1. Проблема территориальности в социальной и экономической географии и в геоэкологии............................................7
1.2. Оценка территории: постановка проблемы и анализ существующих подходов.............................................. 16
Глава II. Современные методы оценивания территории......................39
2.1. Оценивание территории с помощью теории экспертных
оценок........................................................39
2.2. Теория принятия компромиссных решений как один
из методов оценивания территории..............................59
Глава III. Опыт оценки токсичности техногенного загрязнения
окружающей среды Республики Татарстан и ее связей с заболеваемостью населения ..................................81
3.1. Оценка территории Республики Татарстан с точки зрения токсичности загрязнения окружающей среды ..........................81
3.1.1. Оценка токсичности техногенного загрязнения атмосферного воздуха городов, поселков и административных районов...............81
3.1.2. Оценка городов, поселков и административных районов РТ по токсичности сбросов загрязняющих веществ
в составе сточных вод в поверхностные водные объекты..........90
3.1.3. Оценка городов и административных районов РТ по образованию и размещению токсичных отходов..........................99
3.2. Заболеваемость населения РТ и ее связи с токсичностью
техногенного загрязнения окружающей среды.................... 100
Заключение............................................................. 112
Литература............................................................. 116
Приложения............................................................. 128
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы и направленность исследования. Оценка территории традиционно является одной из важнейших задач экономической географии и геоэкологии. Особую значимость она приобретает на современном этапе перехода к рыночным отношениям. Задача оценивания состоит в том, чтобы дать адекватную оценку современного состояния территории, выявить критические точки и наметить перспективы развития. Без объективной оценки отдельных аспектов и всего комплекса характеристик территории невозможно научное управление как отдельными регионами, так и страной в целом. 11оэто-му актуализируется поиск эффективных методик надежного научного оценивания. Представленная в диссертации методика, опирающаяся на положения теории размытых множеств и теории принятия компромиссных решений, представляет собой один из путей решения этой задачи.
Актуализирует проблему оценивания территории также и необходимость учета состояния окружающей среды, поскольку экологический кризис занимает в настоящее время первое место среди глобальных проблем современности.
Объектом исследования диссертационной работы выступает территориальная эколого-экономическая система крупного региона.
Предмет исследования - оценка токсичности техногенного загрязнения окружающей среды региона и анализ взаимосвязей между полученными показателями токсичности и заболеваемостью населения на основе методов теории размытых множеств и теории принятия компромиссных решений в географии.
Целыо исследования является развитие методической базы оценки территории на основе теории принятия компромиссных решений, а также решение задач по оценке токсичности техногенного загрязнения окружающей среды крупного региона и ее связей с заболеваемостью населения на примере Республики Татарстан (РТ).
15
скольку не несет в себе четких и принципиальных ограничений научно-техническому “прогрессу”, а точнее -его экспансии. Вот почему, на наш взгляд, развитие всей науки и техники нельзя воспринимать как закономерно прогрессивное, а современное влияние хозяйства на население в положительном свете, что ныне весьма распространено. По существу наука и техника в глубинных аспектах развития вышла из-под контроля человека, что отражается на всех сферах общественной деятельности, начиная с ее направленности (Матрусов, 1995).
Такое положение должно обусловливать приоритет экологического подхода в науке. Он позволяет рассматривать территорию как сложное социо-эколого-экономическое образование.
Остановимся на определении эколого-экономических систем как исходном для территориальных социо-эколого-экономичеоких систем (ТСЭЭС). Определение эколого-экономических систем в самом общем виде дал Б.Б. Якобсон (1988). Под ними он понимает часть территории, на которой интенсивность связей между элементами природы и хозяйства значительно превышают интенсивность связей, направленных извне и вовне системы, или же саму совокупность этих элементов. А.И. Чистобаев и М.Д. Шарыгин (1990) под экологоэкономическим районом понимают “органически целостное образование взаимосвязанных элементов хозяйства, населения и природы, функционирующее в определенных пространственно-временных параметрах”.
Экологический энциклопедический словарь И.И. Дедю (1992) дает следующее определение эколого-экономической системе: взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов, происходящих в экономике и природе. ЭЭС состоит из природных и антропогенных элементов (запасов) и связей (потоков) между ними. Основные элементы ЭЭС (реципиенты) классифицируются следующим образом:
1 - экологические компоненты, совокупность которых образует окружающую природную среду - воздух, почву, воду, растительный покров, животный мир;
16
2 - минеральные (энергетические и сырьевые) ресурсы;
3 - производственные фонды, транспорт, обслуживающий материальное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, сооружения производственной среды, пассажирский транспорт, предметы потребления. По сравнению с первой, компоненты второй и третьей групп занимают однозначное положение в этой системе.
1.2. Оценка территории: постановка проблемы и анализ существующих подходов.
Особенности оценочного изучения территории исходят из принятия ее “двойственности” как пространственного и ресурсного базиса жизни и деятельности человека.
Теоретически и методически оценочный подход связан с ценностным подходом - направлением философского анализа, опирающегося на категории “ценность”, “оценка”, “ценностное отношение”, “оценочное сознание”.
Ценностный подход развивается в рамках теории ценностей - аксиологии, которая сформировалась в 20-50-х годах нашего столетия в трудах немецких и американских философов М. Шелера, Н. Гартмана, Р. Перри, С. Пеппера и др. В отечественной философии научная теория ценностей начала складываться в 60-70 годы, когда появились основные публикации по общим проблемам теории ценностей и ее применению к теории культуры, в этике, эстетике, других науках. В эти годы к проблемам оценки, методам их решения обратились и географы.
Рассмотрим ряд общих теоретических и методологических положении ценностного подхода в философии.
Сущность, свойства и функции оценки, новое знание, которое она дает об объекте, и механизм этого действия раскрываются в работах М. С. Кагана (1974), О.М. Бакурадзс (1966), В.А. Василенко (1966), С.Ф. Анисимова (1988),
A.A. Ивина (1970) и др.
- Київ+380960830922