Ви є тут

Исследование города как информационной системы и уровня эколого-географических представлений о городе : На примере г. Рязани

Автор: 
Тимофеева Елена Павловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000285609
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение.....................................................4
Глава 1. Город как геоэкосоциосистема
1.1. Взаимодействие природного и урбанизированного ландшафта в процессе освоения территории (обшис вопросы)................................................17
1.2. Информация о динамике городского ландшафта 32
1.2.1. Развитие городской территории...............33
1.2.2. Естествешше элементы ландшафта в городе и их преобразование в процессе развития города 46
1.2.3. Краткий обзор социально-экономического развития территории................................5,1
1.2.4. Природные элементы городской территории
1.2.4/1/. Рельеф и геология...................52
1.2.4/2/.Климатическис особенности............55
1.2.4/3/.Гидрографичсские особенности.........62
1,2.4/4/.Почвы................................64
1.2.4/5/.Растительность.......................65
1.3. Экологическое состояние территории.................68
1.3.1. Воздушный бассейн...........................71
1.3.2. Водные ресурсы..............................85
1.3.3. Земельные ресурсы...........................88
1.3.4. Расгительиый и животный мир.................91
1.3.5. Радиационное обследование города............92
1.3.6. Природоохранная деятельность на территории города..............................................93
Глава 2. Исследование уровня эколого-географических представлений учащихся о городской геоэкосоциосистеме
2.1. Острота экологической проблемы на рубеже ХХ-ХХ1
вв............................................................95
2.2. Экологическое сознание как совокупность эколого-географических представлений.....................95
2.2.1. Некоторые аспекты развития эколого-
географических представлений о мире природы и
образе города.................................100
. 2.3 Исследование уровня эколого-географических
представлений у учащихся г. Рязани...................105
з
Глава 3. Повышение уровня эколого-географических представлений о городе
3.1. Организационная модель интеграции эколого-географических представлений учащихся ................118
3.1.1. Формирование основ экологической культуры в семье.............................................. 118
3.1.2. Экологический блок школы как вариант организационной модели экологического образования в школе.................................120
3.1.3. Областной эколого-биологический цеіггр как исследовательская и методическая база для совершенствования экологического образования.........................................126
3.2. Формирование сводных эколого-географических
представлений на базе детского исследовательского Центра.............................................128
3.2.1. Обоснование функционально-пространственной структуры центра...................................134
3.2.2. Преимущества детского исследовательского Центра перел нытте существующими детскими экологическими организациями.......................141
3.2.3. Сотрудничество по вопросам экологии с городскими организациями...........................143
Заключение..................................................147
Литература..................................................151
Приложения..................................................160
17
ГЛАВА 1 Город как геоэкосощхосистема
1.1. Взаимодействие природного н урбанизированного ландшафтов в процессе освоения территории (общие вопросы)
Города, урбанизированные территории разного таксономического ранга - гигантская арена взаимодействия процессов и проблем, изучаемых практически всеми ветвями географической науки. В прошлом внимание географии было устремлено преимущественно на дальние, неизведанные земли. Но сегодня можно утверждать, что terra incognita географии, ее земля неизведанная - в плотно заселенных урбанизированных районах, где перед человечеством возникает барьер сложности, преодоление которого требует определенных научных усилий. Города - это системы, формирующиеся по определенным законам в фокусах обширных тяготеющих территорий, средоточия производственных, научных и культурных ценностей, обладающие потенциалом роста и силой притяжения /104/.
Научно-технический прогресс привел к невиданным масштабам взаимодействия природы и общества, последствием и результатом которого явились существенные сдвиги в темпах и направленности эволюции природы. Одна из особенностей этого процесса - появление на Земле элементов антропогенной среды - городской застройки, гидротехнических сооружений, транспортных и прочих инженерных коммуникаций, оказывающих на природу все большее влияние, преобразующих ее, изменяющих отдельные ландшафты, а тем самым и природу в целом. Исключительно важную роль в этом процессе играет урбанизированная среда, включающая два объекта разного происхождения - природный потенциал территории и социальные ‘наросты".
Урбанизированные ландшафты - города, пригородные территории, системы расселения, представляющие собой среду жизни людей. Важнейшим фактором развития города является природный ланд-
18
шафт. Это и территории для застройки и роста, и открытые пространства, слабо измененные человеком, без которых города существовать не могут. Проблема природного окружения, как и проблема резервных территорий для городской застройки, особенно актуальна в сально урбанизированных, плотно заселенных странах, отдельных агломерациях и урбанизированных районах, для которых характерны увеличение концентрации производства, повышение плотности населения, развитие социальной и инженерно-технической инфраструктуры. Но значение ландшафтов не исчерпывается их ролью пространственного базиса хозяйственного и социального развития. Все компоненты природного ландшафта (почва, вода и т.д.) являются ресурсами жизнедеятельности человека, которые в той или иной степени потребляются им, сильно изменяются, а в ряде случаев обесцениваются или же совсем уничтожаются. Ландшафт формируется как сложнейшая многоуровневая поли структурная система с многообразными, прямыми и обратными, связями, компенсаторными реакциями и т.д. Поэтому можно считать, что деформация того или иного компонента природы изменяет всю систему в целом.
Исследование взаимодействия урбанизированного ландшафта (города) и природного .ландшафта имеет многосторонний характер и формирует развитую систему эколого-географичсских представлений, в которой воплощается общенаучный экологический подход. Направленность этих представлений позволяет выделить два аспекта экологических исследований. Первый ориентирован на теоретическое обобщение информации о городском ландшафте как о динамичной геоэко-социосистемс и исследование уровня эколого-географичсских представлений у учащихся старшего и среднего звена школы. Второй аспект ставит своей целью создание системы методических подходов к повышению уровня эколого-географичсских представлений учащихся на основе знании о динамике городского ландшафта.
Объём литературы по проблемам урбанизации огромен. Человеческая мысль на протяжении многих столетий обращалась к проблемам города. О них размышляли гениальные мыслители, ученые, поли-