2
%
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ..........................................4
ГЛАВА 1. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ.....................................43
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ИСЛАМА.........................43
1.2. УНИВЕРСАЛИЗМ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ ИСЛАМА.......68
1.3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНИЧЕСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В КУЛЬТУРЕ ИСЛАМА....................83
1.4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ
* КУЛЬТУРЫ........................................116
ГЛАВА 2. СУФИЗМ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АРАБОМУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.........................137
2.1. МЕСТО И РОЛЬ СУФИЗМА В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМА....137
2.2. СУФИЗМ КАК РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА В ИСЛАМЕ..........................................149
2.3. ТРАДИЦИОННЫЕ СУФИЙСКИЕ БРАТСТВА............165
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СУФИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ........................................180
*< 3.1. НАЧАЛО И ЭВОЛЮЦИЯ СУФИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.... 180
3.2. ТАРИКАТ НАКШБАНДИЙА. ГАЗАВАТ И МЮРИДИЗМ....194
3.3. ТАРИКАТ КАДИРИЙА И УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ
КИШИЕВА.........................................210
3.4. ТАРИКАТ ШАЗАЛИЙА В ДАГЕСТАНЕ...............249
ГЛАВА 4. СУФИЗМ И ВАХХАБИЗМ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ................................260
4.1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ВАХХАБИЗМА И ЕГО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СУФИЗМУ.......................260
4.2. СТОЛКНОВЕНИЯ И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ ВАХХАБИЗМА И СУФИЗМА............273
• 4.3.."СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ВАХХАБИЗМ" И ЕГО РЕЛИГИОЗНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ...........................287
3
ГЛАВА 5. ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ УГРОЗА ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА...................................303
5.1. ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.........................................303
5.2. ШАРИАТСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ЕГО
ПОСЛЕДСТВИЯ.....................................315
5.3 "ШАХИДИЗМ" КАК РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ......................................324
5.4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ТЕРАПИИ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА........................347
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................357
БИБЛИОГРАФИЯ.....................................369
38
авторитетов). Основатель этого движения Мухаммад ибн аль-Ваххаб (1703-1797/98) в своих призывах выступал за очищение ислама от народных обычаев и традиций. Ваххабизм, будучи крайней формой ханбалитского мазхаба, в исследовании рассматривается как фундаменталистская форма обновления ислама.
В целях выявления радикалистских тенденций в идеологии ваххабизма в научный оборот введены трактат основателя ваххабизма Мухаммада ибн Сулейман ат-Тамими (он же Мухаммад ибн аль-Ваххаб) «Китаб ат-Таухид» («Книга единобожия»), произведения исламских фундаменталистов Саййида Кутбы, А. А. аль-Маудиди, а также текст «Книги единобожия» последователя ваххабизма С. Ф. Фавзана. Суфизм и ваххабизм несовместимы идеологически и политически.
Во втором параграфе отмечается, что от первоначального идеологического противостояния с представителями традиционного ислама и суфизма ваххабиты переходят к прямым столкновениям, конфликтам, разжигаемым с целью вытеснения на периферию общественной жизни своих соперников. Ими преследуется цель религиозно-политического доминирования в обществе. Грубо вторгаясь в жизнь представителей традиционного ислама, ваххабиты навязывают им радикалистские идеи, чуждые культурные ценности, порождающие конфликтные ситуации, порою перерастающие в военные столкновения. Затаенная цель ваххабитов - захват власти в обществе, где они занимают положение социокультурных аутсайдеров, а для ее реализации они воюют даже против своих единоверцев, считая их мунафиками.
В третьем параграфе раскрыто содержание «северокавказского ваххабизма», рассмотрена практика его проявления в религиозной, политической сферах региона. Термин «северокавказский ваххабизм» введен для указания на радикализм так называемого ваххабизма, получившего распространение в Дагестане, Чечне и в других субъектах Российской Федерации. Тем самым устанавливается различие между местным ваххабизмом
39
и «классическим ваххабизмом», являющимся идеологией мусульманского государства Саудовской Аравии.
Ваххабизм, первоначально распространившийся в Дагестане, позже занесенный в Чечню, стал для местной мусульманской культуры явлением нетрадиционным, антагонистическим, несовместимым с утвердившимся здесь исламом. Религиозная и политическая практика «северокавказского ваххабизма» в целом охарактеризована как радикал истекая, направленная не только против традиционного ислама и его носителей, но и против государственной власти.
В пятой главе «Исламский радикализм как социокультурная угроза для общества и государства» раскрыты общие черты ради кал истских тенденций в исламе.
В первом параграфе рассматриваются теоретические и практические стороны исламского радикализма. В широком понимании исламский радикализм включает в себя религиозно-политические идеи и действия, нацеленные на экономические, политические и духовно-культурные изменения в странах с мусульманским населением в строгом соответствии с шариатом. Вместе с тем следует различать исламский радикализм как исламизм и фундаментализм. Последний, как и первый, является религиозно-культурной ориентацией в исламе. Но фундаментализм в исламе полностью опирается на его базисные принципы и занят их интерпретацией и очищением религии от нововведений, когда исламизм значительное внимание уделяет политическим аспектам ислама. Исламистские группировки, опираясь на религиозные лозунги, ведут борьбу, порою жестокую, вплоть до террористических актов против своих противников.
Во втором параграфе анализируется шариатское правление в Чечне и в части территории Дагестана, организованное ваххабитами в 1996-1999 гг., ставившими цель создания кавказского халифата. Идейная и политическая практика ваххабитов на Северном Кавказе носила выраженный экстремистский
- Київ+380960830922