2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
1 Анализ специфических черт антично-средневековой рациональности...................................................................14
1.1 Типологизация исторических типов европейской рациональности.......14
1.2 Антропологизм античной рациональности.............................20
1.3 Иерархическая направленность средневековой рациональности.........35
1.4 Системообразующие принципы органистической рациональности.........43
2 Кризис антично-средневековой органистической рациональности.........51
2.1 Кризис аристотелианской науки.....................................51
2.2 Возникновение светской гуманистической культуры Возрождения.......62
2.3 Предпосылки возникновения индивидуалистического сознания под влиянием Реформации.................................................72
3 Выработка базисных оснований новоевропейской рациональности в философии ХУП-ого века................................................78
3.1 Формирование методологического сознания в учении Р.Декарта........79
3.2 Формирование познающего разума и идеалов объективности в
учении Ф.Бэкона....................................................97
3.3 Субъективация целесообразности в учении Т.Гоббса.................109
3.4 Антиметафизический пафос в методологических взглядах ИЛ1ьютона....113
4 Утверждение механистической рациональности в деятельности просветителей ХУШ-ого века.........................................118
4.1 Формирование культа научного разума у просветителей..............118
4.2 Системообразующие принципы механистической рациональности........135
Заключение...........................................................138
Список литературы....................................................140
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Рубеж ХХ-ХХ1-ого веков ознаменован усиленным вниманием к проблемам рациональности - как научной, так и рациональности повседневного мышления. Социокультурные реалии ХХ-ого века перестали укладываться в рамки линейного прогрессистского мышления, господствовавшего в культуре Западной Европы в течение нескольких веков, что породило напряженную дискуссию о сущности европейской культуры, вылившуюся в создание ряда культурологических концепций и дисциплин. Во второй половине ХХ-ого века в сфере науки в связи с изучением принципиально нового класса объектов (целостных, самоорганизующихся, уникальных систем) возникла необходимость рефлексии над фундаментальными методологическими основаниями современной науки, что также повлияло на повышение интереса к проблеме рациональности. А так как наука является стержнем и центром европейской культуры Нового времени, то проблема рациональности автоматически превращается в важную проблему культурологического знания, то или иное решение которой может выявить ее социокультурные основания.
Речь идет о том, что ныне становится очевидным сосуществование множества стилей мышления, характеризующих своеобразие целостного культурного образования. В связи с этим приходится пересмотреть представление о том, что подлинно рациональным может быть назван лишь новоевропейский стиль мышления, приведший к расцвету техногенной цивилизации Запада. Каждое уникальное культурное образование обладает своеобразным стилем мышления, своей рациональностью, концентрирующей в своих схемах условия жизни и деятельности человека в рамках данной культуры. Актуальная ныне проблема взаимодействия различных культур, сосуществующих в пространстве, может быть успешно решена только через признание равноправности и равноценности стилей мышления и рациональности каждого культурного образова-
Практическая значимость работы
Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании европейского историко-культурного процесса. Полученные результаты применимы в процессе преподавания культурологии и социально-философских дисциплин, что может способствовать углубленному пониманию как античных и средневековых, так и новоевропейских феноменов культуры.
Апробация работы
Материалы диссертации обсуждались на заседании теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета. Основные положения диссертации были апробированы на ежегодной научно-теоретической конференции Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии (г.Зерноград, 2005 г.). Отдельные материалы отражены в публикациях, напечатанных в межвузовских сборниках научных трудов (г.Зерноград - 2004 г.; 2005 г.).
Структура диссертационного исследования определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, четырех глав, включающих тринадцать параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем — 139 с. Библиографический список включает 180 наименований.
ГЛАВА 1
АНАЛИЗ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ АНТИЧНО-СРЕДНЕВЕКОВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
1.1 Типологизация исторических типов европейской рациональности
Европейская культура до известного рубежа, отделяющего в ХУ-ХУН-ом вв. эпоху Средневековья от эпохи Нового времени, являет собой синтетическое единство антично-христианского миропорядка. Очень часто этот миропорядок называют аристотелевской картиной мира, сужая его до уровня естественнонаучных представлений эпохи. Однако, учитывая влияние его на все стороны человеческой жизнедеятельности, культуру того времени, отношение человека к миру, то для характеристики этого этапа европейской культуры представляется более осмысленным пользоваться понятием аристотелевской органистической рациональностиу как такого способа освоения окружающего мира, «вписывания» человека в мир(76, С.З), который определял бытие человека как субьекта и творца культуры, его представления о мире и отношение к нему.
Как отмечал Р.Гвардини, «для правильной оценки той или иной эпохи надо ответить на вопрос: насколько полно в эту эпоху - в соответствии с ее спецификой и возможностями - человеческое существование, в какой мере оно достигает подлинной осмысленности»(49, С. 134). Любое культурное образование имеет своим центром человека с его нуждами, чувствами, переживаниями, взглядами. Культура концентрируется в человеческом бытии, которое отнюдь не сводится к условиям материального существования (как это имеет место в животном мире), а представляет собой всю гамму человеческих символических форм освоения мира. Картина любой исторической культуры представляет собой результат многообразных взаимодействий индивидов, образующих специфическую межчеловеческую реальность, некую систему координат в рамках которой человек осваивает окружающий природный мир, делает его своим «бытийственным» пространством. Здесь надо говорить не об «отражении» ок-
- Київ+380960830922