Ви є тут

Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре

Автор: 
Абакарова Райганат Магомедовна
Тип роботи: 
Дис. д-ра филос. наук
Рік: 
2003
Артикул:
100278
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
I
4
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ....20
$ 1. Этнокультурная традиция: функциональное определение и структура.
20
$ 2. Этнос и этнокультура................................52
у 3. Этические основания этнокультурной традиции....... 82
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ..................................109
$ 1. Этнокультура как феномен самосознания этноса и его самоидентификации................................................109
$ 2. Поликультурный диалог как Форма реализации этнокультурной
традиции..............................................132
<? 3. Традиция как формообразующий принцип культуры: адат и его философско-этическая оценка..............................162
ГЛАВА 3. ФОРМЫ РЕГУЛЯЦИИ И ВЫРАЖЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ..................................176
$1 Семиотическое выражение этнокультурной традиции вербальное и невербальное...........................................176
$2. Этикет и его р егудятивная роль в этиокультуре......205
$ 3. Эстетическое в этнокультурной традиции.............236
$ 4. Синкретизм религиозно-правовых и нравственных норм.275
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................304
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................321
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Очертить проблемный круг исследований, в центре которых стоит культура, сложно. Сложность и многообразие тем не поддается никакой кодификации и, тем не менее, тенденция его расширения продолжает быть преобладающей. Естественное объяснение этой ситуации находится в самом предмете - культуре, одного из самых сложных явлений, порожденных человеком в процессе его жизнедеятельности. Но к этой сложности добавляется и то, что, как мало какие другие научные вопросы, объяснение культуры определено базовыми предпосылками философского, политического, религиозного, этического - вообще идеологического характера. Научное понимание всего того, что составляет жизнь культуры, неуловимо пронизывается идеологическими установками, предвзятостями, порожденными социально-политическими пристрастиями, нередко ложится на почву конфликтов миросозерцательного происхождения, и в силу этого с трудом утверждает свое объективное значение. Но и сказанного не достаточно, чтобы объяснить в полной мере ситуацию в области наук в культуре и философии культуры.
Культура как сложно организованная система не пребывает в стабильном состоянии, а демонстрирует необычайно интенсивный динамизм. В ходе ее развития ускоряются темпы культурных процессов, с необыкновенной скоростью осуществляются трансформационные процессы, когда в пределах ограниченного исторического времени одни формы культуры с драматической резкостью уступают место вновь возникающим, несущим в себе совершенно отличные жизненные структуры с соответствующими им ценностями и формами культурных отношений. Сосуществующие демографические и социальные когорты, ближайшие родственные поколения в одной семье оказываются живущими в различных культурных пространствах, ориентируются на различные, не только не совпадающие, но нередко противоположные культурные ценности и стандарты, отличающимися культурными стилями жизни. Более того, перед каждым человеком современного общества в той
3
ных ценностей или жизненных смыслов. Не следует подчеркивать осознание традиции как тотального человеческого качества или как универсальной экзистенциальной ценности. Традиция осмысливается лишь на уровне нормативного социального уровня, безотчетного поведения (на основе обычая и привычки) индивида в обществе, ценностные качества традиции не самоочевидны, не рефлектированы. Традиция - не воздух, которым живет человек, даже не замечая этого. Традиция обретается, осознается, и это отнюдь не только феноменологический процесс, являющийся предметом исследования социолога и этнографа. Традиция может быть понята как естественная и первичная «территория» накопления, хранения, возвышения и трансляции экзистенциальных ценностей человека (жизни, смерти, любви, семьи, свободы и т.д.). Может быть потому она и есть самая надежная область нашего аутентичного (в том числе и этического) существования. Традиция может быть определена как источник исторической, культурной и национальной относительности (релятивности) ценностного постижения мира, критериев добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и заблуждений, справедливого и несправедливого. Мы осмысливаем традицию исходя из понимания человека как субъекта материального и духовного производства, в котором реализуются потребности в труде, познании, оценке, общении.
Существует ли разница между культурой традиционной и культурой этнической? Традиция как стереотип мышления и поведения выходит за пределы этноса, хотя может быть этническая традиция, как и национальная культура и культура общечеловеческая. Понятие «этническая традиция» является выражением традиционной культуры. Традиция воспринимается чаще всего с точки зрения принадлежности се к определенному этносу и выступает как этническая характеристика. Однако традиция выходит за рамки этноса и может быть как региональной, так и мировой (встреча нового года). Традиционная культура этноса отражает культуру замкнутой системы, подчеркивая лишь для данного этноса характерные черты, а этнокультурная традиция выражает традиционные компоненты
32
всякой культуры, характеризующие его уникальность, особенность в контексте мировой, общечеловеческой культуры.
Индивид в этнокультурной традиции рассматривается как часть определенной группы. Если считать феодальное общество традиционным, то здесь ценность человека определяется сословной принадлежностью и наблюдается приоритет сословных интересов над интересами личности. В отличие от элитарной и малоконтактной феодальной культуры, в кавказских обществах не было столь жесткого культурного противостояния, глубокого водораздела в системах моральных приоритетов, больших различий в правилах поведения и общения основных классов. Относительная целостность и однородность традиционной культуры Северного Кавказа способствовала ее стойкости, действенности многих ее механизмов, обнаруживающих универсальный характер. Особенностью традиционной культуры Северного Кавказа является приоритет родовых, групповых ценностей над индивидуальными. Этнолингвистическое разнообразие региона и относительная локапизованность народов способствует становлению достаточно замкнутых этнокультурных пространств и соответсвующего осознания этнической идентификации. Большое разнообразие антропологических типов, россыпь языков, несомненная близость основных черт традиционной культуры народов, духовное единство дает возможность определить данное пространство как самостоятельный этнос. В основании формирования данного этноса, с особой культурной спецификой, лежит географическая близость, общность исторических судеб народов, схожие природно-экологические условия обитания, давние межэтнические контакты. Совокупность данных факторов привела к формированию общего культурного «кода», определяемого как «единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившихся в народном сознании и культурных стереотипах»1. Р. Ханаху предлагает выделить термин «северокавказская
1 Пантин И.К. Российская ментальность.// Вопросы философии. 1994. Кг 1 С. 30.