Ви є тут

Механизм реализации экологической программы на территории, отнесенной к чрезвычайной экологической ситуации

Автор: 
Петров Николай Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000204811
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1
ГЛАВА II
ГЛАВА
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ - ЗОНЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ (ЧЭС)
1.1. Система факторов и предпосылок, обусловивших экологическую обстановку в регионе, в его промышленных центрах (городах)
1.2. Управление природопользованием в городе, методы, сущность, особенности
1.3. Организационно-экономический механизм управления природопользованием в городах ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ
2.1. Платежи в природопользовании, эколого-экономическая сущность
2.2. Планирование мероприятий по природопользованию
2.3. Планово-организационные средства реализации заданий Программы и финансирование
2.4. Экологическое предпринимательство
2.5. Особенности организации и лицензирования природоохранной и хозяйственной деятельности в городе - зоне ЧЭС
2.6. Эколого-экономический механизм регулирования природопользования в зоне ЧЭС
2.7. Экологическое аудирование и лицензирование в природопользовании
2.8. Сертификация технологии в аспекте природоохранной деятельности
2.9. Экологическое страхование ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ В ГОРОДЕ
3.1. Оценка эффективности мероприятий по природопользованию
3.2. Резервы повышения эффективности реализации Программы в городе и проблемы развития организационно-экономического механизма природопользования
3.3. Расчет эффективности использования отходов производства на предприятиях в условиях реализации Программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
'ПРИЛОЖЕНИЯ
3
9
9
20
37
57
57
60
65
80
88
96
108
115
140
148
208
212
229
Введение
Практическая реализация программ, планов социально-экономического развития в регионах, городах обусловлена главным ее фактором - обеспечением их заданий условиями и ресурсами, т е. объективным процессом целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели - управлением природопользования. Отсутствие их, или недостаточное внимание к ним в прошлый период приводило к многочисленным фактам и установившейся тенденции -низкому уровню реализации заданий программ, планов разного уровня, и, в конечном итоге - к дискредитации самой идеи.
Организация целенаправленной деятельности по планированию специфической деятельности - природопользования, в основе своей содержит систему организационно-экономических мер, направленных на достижение необходимых оптимальных пропорций в самой системе взаимосвязей "общество - природная среда" в целом, и в его дифференцированных хозяйственных комплексах: регионах, крупных промышленных узлах, городах, вплоть до предприятий-природопользователей. Система названных мер, в свою очередь, требует организационно-экономического обеспечения, задействование которых в начале процесса (разработка программы, плана) и последующее их внедрение приводила бы к определенным результатам, то есть, требует обоснования и использования организационно-экономического механизма реализации программ, планов.
В данном исследовании предпринята попытка разработки и внедрения организационно-экономического механизма реализации программ оздоровления окружающей среды и населения города, отнесенного к статусу "зона чрезвычайной экологической ситуации" (ЧЭС).
В отечественной и зарубежной научной литературе, экономической наукой данная проблема исследовалась в таких аспектах как: внедрение экономи-
24
Но очевидно, что основной проблемой в управлении природопользованием является элемент воздействия человека на природную среду, хотя человек тоже часть природы, но наиболее обособленная от природных процессов.
1.2.3. Объект управления
С точки зрения процесса познания (философии), объектом является то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Поэтому в аспекте природопользования объектом может являться природа в целом, частью которой является сам человек (субъект); отдельные элементы, составляющие (сферы, экосистемы), свойства и качества природных ресурсов и объектов, взаимосвязи между элементами, входящими в экосистемы разного ранга, корреляционные проявления. Исходя из этого основополагающего момента, объектами управления, объектами природопользования могут быть:
• природа в целом, в широком смысле, все сущее, весь мир в многообразии его форм: вселенная, объект естествознания, то есть предмет познания сущности всего, что нас окружает и самого себя, как части этого. В качестве примера: планетарные экосистемы (океаны, континенты, сферы земли, космоса, региональные и локальные экосистемы (тропические леса, пустыни);
• совокупность естественных условий существования человеческого общества;
• вторая природа - созданные человеком материальные условия его существования;
• осуществление обмена между человеком и природой, балансы (количественные и качественные);
• взаимодействие элементов в природном комплексе;
25
• количественные и качественные взаимосвязи, взаимозависимости между ними в естественных условиях и их изменение под воздействием человеческой деятельности;
• так называемый промежуточный объект (объект смешанный), то есть то, на что направлено воздействие как этапная задача. Это, в основном, природопользователи, потребители природных ресурсов, выступающие как связующее, промежуточное звено между экосистемами и основным уровнем управления (общество в целом). Последнее в работе принято как базовый уровень исследования и как объект приоритетного практического решения, реализации.
1.2.4. Организация управления, принципы, структура управления.
В стране управление природопользованием построено по территориальному и отраслевому принципам: Министерство охраны окружающей среды РФ (Минприроды РФ), созданное после преобразования Госкомприроды осуществляет научно-техническую политику в специфической сфере - природопользовании - через систему, подчиненных ему региональных (областных, краевых, республиканских в составе РФ) органов- комитетов по охране природы и через ресурсный блок в Правительстве РФ - через соответствующие управления, подразделения, отрасли и ведомства.
Существующая в настоящее время названная структура управления сформировалась путем многократных изменений, реорганизаций в структурном аспекте. Пройден период, когда Минприроды объединяла в своем составе большое количество комитетов и даже министерств, таких как: комитет по водному хозяйству (бывший минводхоз), комитет по геологии (бывший мингеоло-гии) и т.д. Очевидно, что такая структура была заранее неуправляема и, кроме