ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
1. Анализ существующей системы стимулирования водопотребителей, внедряющих водосберегающие технологии, и задачи исследований..........9
1.1. Стимулирование как функция управления............................9
1.2. Особенности водопользования в отраслях промышленности и отбора стимулируемых объектов...........................................23
1.3. Опыт стимулирования водопользования зарубежных стран............31
2. Разработка методики экономического стимулирования водосберегающих технологий...........................................................38
2.1.Обоснование критериев стимулирования.............................38
2.2.Механизм отбора' проектов...................................... 48
2.3. Методика стимулирования водосберегающих технологий..............61
2.4. Организация экономического стимулирования водопользователей, внедряющих водосберегающие технологии............................68
3. Стимулирование водосбережения на примере бассейна р. Урал...........75
3.1 Отбор проектов для стимулирования в бассейне р.Урал..............75
3.2. Определение размеров льготного кредита и нормативов платы.......82
3.3. Выбор форм и размеров стимулирования в бассейне реки Урал.......89
Заключение.............................................................97
ЛИТЕРАТУРА............................................................102
.Приложение...........................................................111
КНИГА ИМЕЕТ
К с 3 В переплет- т 'з
» 3 ® о ной ед. сх ж о * х о ц
85 V ЗГ — X соедкм. г; # £• О. П * О/ ж •
£ г — ы о р померз о Щ А. го ’■? я * X Я. зал. Гч
ь* К о і вып. к _ ж. — с с <>
I I ! р
I 1 к
Введение
Актуальность темы исследования. Внедрение водосберегающих технологий - одна из центральных проблем, решение которой является необходимым для рационального водопользования и сбалансированного развития народного хозяйства. Успешное внедрение водосберегающих технологий в промышленности связано с изучением и эффективным использованием функций экономического управления в водоемких отраслях народного хозяйства. Водоемкие производства имеют устаревшую технологию, образующую большое количество сточных вод и осадков, что делает особо актуальным создание реальных стимулов внедрения водосберегающих технологий.
Создание водосберегающих технологий - очень сложный процесс, требующий больших затрат, в связи с чем резко возрастают требования к определению форм и методов его стимулирования, учета общественного мнения, применения математического моделирования и ЭВМ,
Традиционные стимулы нововведений в водном хозяйстве неприменимы, поскольку прибыли водосбережение, как правило, не несет. Искусственно создаваемая система стимулирования использует систему оптимального функционирования экономики для совершенствования отдельных элементов хозяйственного механизма, включает нормирование водопотребления и сбросов загрязняющих веществ и применяет премирование работников за выполнение и перевыполнение экологических норм. Однако на практике эта система работает лишь в части нормирования и штрафов за несоблюдение норм.
Разработанные ранее методы стимулирования не в полной мере отвечают современным требованиям, экономическим условиям и принципам стимулирования, важнейшими из которых являются следующие:
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций с учетом перехода от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной и платной основе;
в,
управления: федеральный, бассейновый, территориальный. В понятие ВХС страны ( это самый верхний уровень структуры) вкладывают единство научных подходов к планированию, проектированию и управлению водным хозяйством страны [ 70, 71 ), а также управление межгосударственными,
межрегиональными и межбассейновыми связями.
Следующий уровень представлен бассейновыми ВХС, в составе которых выделяют водохозяйственные районы и водохозяйственные участки. На территориальном уровне рассматриваются водопотребители и водопользователи На уровне регионов и бассейнов рек решаются вопросы прогнозирования, перспективного, текущего планирования и управления использованием и охраной вод. На уровне водопотребителей определяются потребности в воде, осуществляется нормирование водопользования и сброса загрязняющих веществ.
Водосберегающие технологии развиваются во взаимосвязи с внешней средой. Среда прямого воздействия включает законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы состояния экономики, научно-технический прогресса, социокультурные и политические изменения, влияние фупповых интересов и другие [ 43, 44, 50 ].
От развития водосберегающих технологий в решающей мере зависит сохранение водных ресурсов как экологической системы, сырьевой базы отраслей народного хозяйства и одного из главных элементов, формирующих условия жизни населения.
Водосберегающие технологии (ВСТ) делятся на следующие:
1) безотходные системы водоснабжения различных уровней;
2) технологии по очистке сточных, подотвальных, рудничных и дождевых
вод;
3) противоэрозионные, биоинженерные, аэрационные и другие технологии восстановления качества водных источников.
Стимулирование ВСТ тесно связано с другими функциями управления, к которым относятся организация, планирование, координация и контроль. Схема управления водным хозяйством в бассейне реки приведена на рис.1.
Ф
10
Федеральный орган управления - Служба водного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ реализует государственную политику в области рационального использования, восстановления и охраны вод. Министерство природных ресурсов РФ является главным координирующим органом в согласовании схем размещения производительных сил [ 82 ]. Им утверждаются методики расчета ПДС, лимитов на забор воды из водохозяйственных систем, базовые нормативы платы за все виды водопользования, Бассейновые соглашения, формируются государственные программы, распределяются централизованные государственные капитальные вложения. К его компетенции относятся вопросы обоснования лицензий и сертификатов на новую водоемкую технологию, материалы и вещества. Министерство природных ресурсов определяет задачи деятельности Бассейновых водохозяйственных управлений и Территориальных комитетов по водным ресурсам (Теркомвод) в реализации на местах проводимой водоохранной политики.
К одной из основных задач Бассейнового водохозяйственного объединения относится координация водохозяйственной деятельности различных отраслей хозяйства во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти на основе бассейнового принципа. Реализация бассейнового принципа управления водным хозяйством осуществляется через разработку схем комплексного использования и охраны вод, определения лимитов на забор воды и лицензий на все виды водопользования.
Бассейновое водохозяйственное объединение участвует в разработке нормативно-методической документации и организует его внедрение. Теркомвод, входящий в низовой уровень иерархии управления осуществляет распоряжение государственным водным фондом в порядке и на условиях,
- Київ+380960830922