Содержание
Введение
1 Теоретико-правовые аспекты
таможенно-правового 12
3
регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначении
1.1 Специфика предмета таможенно-правового регулирования 12
ввоза и вывоза продукции военного назначения
1.2 Институт обеспечения соблюдения запретов и ограничений, 36 связанных с перемещением через таможенную границу продукции военного назначения, как метод реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Выводы 58
2 Лицензия ФСВТС России на ввоз и (или) вывоз продукции 63
военного назначения как правовое основание таможенного оформления и таможенного контроля
2.1 Лицензия ФСВТС России - ключевой элемент таможенно- 63
правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения
2.2 Влияние лицензии ФСВТС России на возникновение, 82
изменение и прекращение таможенных правоотношений
Выводы 91
3 Основные направления совершенствования таможенно- 95
правового регул ирова ння ввоза и вывоза продукции военного назначения
3.1 Совершенствование отдельных институтов таможенного 95
законодательства в целях приведения к требованиям современного законодательства в области военно-технического сотрудничества
3.2 Совершенствование таможенных режимов в целях учета 123
специфики ввоза и вывоза продукции военного назначения Выводы 141
Заключение 143
Список использованных источников 147
Пр.. ложен не А 163
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 176 и 186 Таможенного кодекса Российской Федерации"
Приложение Б 174
Проект Федерального закона " О внесении изменений в статьи 235, 253 и 256 Таможенного кодекса Российской Федерации"
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена важностью и значимостью области военно-технического сотрудничества для реализации внешнеполитических целей государства, развития ее экономики, прежде всего, высокотехнологичных машиностроительных секторов, участвующих в разработке и производстве вооружения и военной техники, как для российских Вооруженных Сил, так и для вооруженных сил иностранных государств.
На современном мировом рынке оружия существует жесткая конкуренция. Успех на нем зависит от многих составляющих, но в том числе от оперативности удовлетворения заявок иностранных заказчиков по поставке не только финальных образцов, но и удовлетворения рекламационных актов в гарантийный период, эффективного обслуживания техники в послегарантийный период.
Как известно, ожидается, что 2008 г. станет рекордным по объемам поставок российского оружия иностранным государствам - более 6,2 млрд. долл. США.
Огромное количество вооружения и военной техники, прежде чем попасть в руки иностранных специалистов, прошло таможенное оформление и таможенный контроль. Однако специфичность предмета таможенных процедур -продукции военного назначения (ПВН) - накладывает серьезный отпечаток и на сами эти процедуры. Они имеют существенное отличие по сравнению с таможенным оформлением обычного товара.
Вместе с тем, эти вопросы не стали предметом специальных правовых исследований, и в настоящее время не имеется научно-обоснованных знаний об особенностях таможенно-правового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения.
Разработка указанных знаний позволит выявить узкие места прохождения таможенных процедур, скоординировать действия таможенных органов и федеральных органов исполнительной власти, задействованных в реализации системы экспортного контроля в области военно-технического сотрудничества.
3
Настоящий параграф посвящен специфике предмета таможенноправового регулирования ввоза и вывоза продукции военного назначения. В чем же она заключается?
Указанная специфика связана с несколькими обстоятельствами правового характера:
во-первых, появление таможенных правоотношении по ввозу и вывозу продукции военного назначения возможно только на основании и в результате действия системы экспортного контроля в указанной области. Результатом указанного действия системы экспортного контроля является юридический документ, служащий отправной точкой последующего таможенного регулирования -лицензия ФСВТС России на ввоз и (или) вывоз продукции военного назначения;
во-вторых, появлением в результате правового регулирования перемещения продукции военного назначения не только таможенно-тарифных, но и нетарифных правоотношений, неразрывно, связанных друг с другом. Механизм таможенно-правового регулирования перемещения продукции военного назначения через таможенную границу включает обе группы указанных правоотношений;
в-третьих, комплексный характер таможенно-правового регулирования перемещения через таможенную границу продукции военного назначения, включающий нормы не только таможенного законодательства, но и законодательства в области военно-технического сотрудничества;
в-четвертых, относительную самостоятельность нетарифного регулирования в общем механизме таможенно-правового регулирования поставок продукции военного назначения в иностранные государства.
Первые две специфичные черты будут рассмотрены в последующих параграфах исследования. В рамках настоящего раздела диссертации остановимся более подробно на двух последних характеристиках.
На свойство комплексности таможенно-правового регулирования в научной литературе указывалось многократно.
Так, И.Б.Новокшенов отмечает "таможенное законодательство существует не в вакууме, поэтому оно должно развиваться согласованно со смежными отраслями законодательства. Причем, исходя из широты охвата тамо-
17
женно - правовым регулированием общественных отношений, смежными можно признать почти абсолютное большинство указанных отраслей. Само таможенное законодательство является комплексной отраслью и присутствующие в нем правовые институты и отдельные нормы, несомненно, должны корреспондироваться с основополагающими правовыми актами тех отраслей, из которых они были перенесены"1. С.П.Рогожин подчеркивает, что главной отличительной чертой всего массива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер2, что, соответственно, предполагает комплексный характер их правового регулирования. Аналогичную точка зрения также высказана в работах А.Н.Козырина3, Г.В.Матвиенко4, И.С.Зыкин\ М.Е.Попова’, Б.Н.Габричидзе7, А.Ф.Ноздрачева', И.В.Тимошенко9, М.И. Косаренко10 и др".
Вместе с тем одной из основополагающих характеристик комплексности отрасли законодательства является взаимодействие и взаимовлияние институтов и норм различной отраслевой принадлежности на отношения, находящиеся в сфере таможенного дела. При этом собственно таможенные правоотношения во многих случаях могут реализовываться только благодаря и на основании тесного взаимодействия с правоотношениями смежных отраслей права. Например, таможенные правоотношения не могут быть реализованы без тесного взаимодействия с финансовыми правоотношениями, а следовательно и взаимодействия двух отраслей законодательства - таможенного и финансового в процессе начисления и взимания таможенных платежей (таможенных налогов, сборов и платежей). Данные отношения урегулированы
I Новокшенов И.Б. Таможенное законодательство России: проблемы и перспективы // Право и экономика. 1909. № 8; указ. статья //СПС "Консультант Плюс: база "Комментарии законодательства”. 1999. С. 2
• Рогожин С.ГІ. О некоторых процессуальных особенностях споров, возникающих из таможенных правоотношений И Транспортное право. 2005. № 2; указ. статья // СПС "Консультант Плюс: база "Комментарии законодательства". 2005. С. 3.
5 Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие. М., 1995. С. 7.
4 Матвиенко Г.В. Соотношение предметов таможенного и финансового права И Таможенное право. 2006. № 1;указ. ст.: СПС "Консультант Плюс": база "Комментарии законодательства". 2006.
5 Зыкин И.С. Внешнеэкономические отношения: теория и практика правового регулирования: Авто-реф. дис... докт. юрид. наук. М.. 1992. С. 17- 18.
6 Попова М.Е. Гражданско-правовые аспекты современного таможенного законодательства: Лвтореф. лис... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 11.
7 Габрнчидзс Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. М., 2001. С. 15.
8 Таможенное право: Учебник/Отв. ред. Ноздрачев А.Ф. М., 1998. С. -16.
0 Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. М., 2001. С. 19.
10 Косаренко М.И. Таможенное право России: Курс лекций: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. С. 18.
II См.: Таможенное право: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Драганова, М.М. Рассолова. М., 2001. С.
23.
18
- Київ+380960830922