Ви є тут

Правовое и организационное обеспечение комплексного развития местного сообщества : На опыте Одинцовского района Московской области

Автор: 
Гладышев Александр Георгиевич
Тип роботи: 
На опыте Одинцовского района Московской области
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
312
Артикул:
116358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
)
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Теоретические и методологические основы правового регулирования и организационного обеспечения комплексного развития местного сообщества
Глава 1. Социальная природа и правовой статус местного сообщества
Глава 2.. Местное самоуправление как демократический
институт власти местного сообщества
Глава 3. Формирование программ комплексного развития
местных сообществ
РАЗДЕЛ II. Состояние и тенденции правового регулирования и организационного обеспечения комплексного развития местных сообществ
Глава 4. Правовое регулирование социального предназначения местного сообщества
Глава 5. Правовой статус финансово-экономических основ
местного сообщества
Глава 6. Организационно-правовые механизмы комплексного
развития местного сообщества
Глава 7. Организация и использование социальных ресурсов местных сообществ
РАЗДЕЛ III. Правовые и организационные формы комплексного социально-экономического развития местного сообщества
Глава 8. Программирование образования и здоровья жителей местного сообщества
социатьного
Глава 9. Муниципальная программа развития страхования
Глава 10. Программирование местной социальной помощи малообеспеченным и пенсионерам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы.
3
15
50
81
111
133
170
187
221
247
262
285
291
з
Введение
Актуальность темы исследования. Россия вступила в XXI век в
очень тяжелом положении, что требует новых подходов в решении практически всех проблем. Первостепенной и основополагающей среди них является проблема повышения качества управления общественными процессами. Именно в управлении, если рассматривать его как сплав науки, искусства и опыта, заложен тот интеллектуальный и волевой импульс, который способен инициировать и координировать жизненную энергию людей.
Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил перед обществом целый ряд задач, связанных с укреплением государственности, совершенствованием государственного и муниципального управления, активизацией экономической деятельности1. Особое место среди них отводится улучшению взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. В этом направлении уже предпринят ряд шагов: создание федеральных округов, упорядочение правового “поля”, восстановление вертикальной соподчиненности, формирование Государственного совета и другие.
Но все новации пока идут как бы в рамках и пределах субъекта государственного управления (системы органов государственной власти и местного самоуправления) и исходя из его интересов и представлений. При этом не всегда анализируются и учитываются состояние, структура, развитость и другие свойства управляемых объектов, т.е. тех явлений, отношений и процессов, тех элементов сознания, поведения и деятельности людей, которыми, собственно говоря, и управляют субъекты различных видов управления. Суть ситуации здесь состоит в том, что все управляемые объекты независимо от их характера (предназначения) и ведомствен-
1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. — М., 2000.
50
венных отношений; в правовые нормы редко закладывается потенциал развития, из-за чего они быстро устаревают и тормозят решение актуальных жизненных проблем;
ж) правовое построение местного сообщества должно основываться на заинтересованном участии его жителей в процессах его функционирования и развития.
Глава 2. Местное самоуправление как демократический институт власти местного сообщества
Местное самоуправление - один из важнейших и старейших институтов, орган народовластия, первичный властный орган, необходимый элемент демократической организации каждого государства1. Этот институт прошел длительную эволюцию, получил свое реальное воплощение в англо-саксонской, континентальной и смешанной моделях местного самоуправления. Поэтому, чтобы раскрыть существо современной российской модели местного самоуправления как властного института местного сообщества, следовало бы выявить характерные признаки, черты этого института, которые закладывались на российской почве сотни лет, обобщались в различных теориях и юридических конструкциях.
Местное сообщество - совокупность людей, проживающих на определенной территории, образующих в процессе совместной жизнедеятельности сложную ткань общественных отношений. Определенную область этих отношений призвано регулировать право, представляющее собой совокупность связанных между собой правовых норм. Своеобразие отношений, регулируемых его нормами, со-
1 См.: Емельянов H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М.-Тула: Тиги-мус, 1997.
51
стоит в том, что эти отношения возникают в местной общине по поводу организации местной жизни. Еще Гербер, Аренс, Э.Мейер,
О.Лабанд, О.Ресслер считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, и что община является основополагающей по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. “Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает
Например, в ч. 2 ст. 28 Конституции ФРГ говорится о том, что общинам должно быть предоставлено право решать местные вопросы в рамках закона под их собственную ответственность. Тем самым подчеркивается, что субъектом права является община. Это право людей решать местные вопросы. Право местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами реализуется через механизм местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В ч. 1 ст. 130 Конституции закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
К сожалению, в трактовке данных явлений не всегда учитываются некоторые тонкости, детали реальной жизни. С одной стороны, речь идет вроде бы о жизни общины, о вопросах местожительства людей. А это весьма обширные вопросы, касающиеся труда (безработицы), быта (структуры жизнеобеспечения) и услуг (материаль-
1 Цит.: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л., 1928. С. 236.