2
13
13
19
48
48
69
87
114
114
123
142
161
167
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Правовое положение высшего учебного заведения как субъекта права
1.1. Законодательство, регулирующее деятельность высшего учебного заведения
1.2. Характеристика правосубъектности высшего учебного заведения
Глава 2. Особенности правового положения высшего учебного заведения как субъекта предпринимательства
2.1. Организационно - правовые формы высших учебных заведений как субъекты отношений в сфере предпринимательства
2.2. Автономия высшего учебного заведения в хозяйственной (предпринимательской) деятельности
2.3. Экономико-правовые формы предпринимательской деятельности высшего учебного заведения
Глава 3. Правовой режим имущества высшего учебного заведения
3.1. Отношения по управлению имуществом в системе высшего профессионального образования
3.2. Анализ правомочий высшего учебного заведения по управлению имуществом
3.3. Источники финансирования высшего учебного заведения
Заключение
Библиографический список используемой литературы
1
Введение
Реформирование системы высшего профессионального образования сопровождается трансформацией традиционных и появлением новых способов правового воздействия на деятельность высших учебных заведений. В соответствии с Федеральным законом “Об образовании” (ст. II)1 в настоящее время наряду с государственными и муниципальными высшими учебными заведениями активно создаются негосударственные вузы.
В механизме правового регулирования деятельности вузов, созданных в различных организационно - правовых формах, особое место занимают финансово - хозяйственные отношения. Именно они формируют имущественную базу вуза для осуществления основных образовательных функций. Правовым регулированием охватываются все стороны деятельности вуза, вместе с тем, специфика правосубъектности вуза обуславливает определенный правовой режим его хозяйственной деятельности.
В настоящее время при осуществлении вузом хозяйственной деятельности широко используется термин “предпринимательские отношения”. В.В. Лаптев обращает внимание на тот факт, что развитие предпринимательства становится основным видом
хозяйственной деятельности, “другие, нетипичные виды
хозяйственной деятельности “тяготеют” к деятельности предпринимательской и охватываются вместе с ней единым правовым регулированием”.2 В целях установления оптимального соотношения частно - предпринимательских и публичных интересов требуется
выявление научно обоснованных подходов к правовому
1 В рсдаюдии Федерального закона от 13 января 1996 г. К? 12-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” //СЗ РФ. 1996 г., № 3, с. 150.
2 Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности. /Гос. и
право. 1999. № И. С.13.
Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ являются основой для правового регулирования деятельности высшего учебного заведения, дальнейшее развитие эти нормы - дефиниции нашли в специальном законодательстве в области образования.
В частности, данные отношения урегулированы:
• Федеральным законом “Об образовании” от 10 июля 1992 г. №3266- 1-ФЗ5;
• Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. №125-Ф36.
• Федеральным законом “Об утверждении федеральной программы развития образования” от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ.7
С января 1996 года вступила в действие новая редакция Федерального закона РФ “Об образовании” от 13 января 1996 г. №12-ФЗ8, впервые вводящая в область законодательного регулирования образовательной деятельности понятие “система образования”.
“Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов9 различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов; органов управления и подведомственных им учреждений и организаций”10.
Высшие учебные заведения специальным федеральным законодательством наделены автономией в процессе осуществления
5 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №30. С. 1797.
6 СЗ РФ. 1996. № 35. С. 4135. Деятельность высшего учебного заведения так же регламентируется, в части не противоречащей вышеназванному Закону, “Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации". //Постановление Совета министров - Праьл)гельства Российской федерации от 26.06.1993 года № 597.
7 СЗ РФ. 2000. № 16. С. 1639.
8 СЗ РФ. 1996. № 3. С. 150.
9 Государственный образовательный стандарт устанавливает структуру вуза, общие требования к основным профессиональным образовательным программам. //См. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №940 “Государственный образовательный стандарт высшего профссснонхльного образования”.
10 См.: ст.8 Закона “Об образовании".
учебной, научной и финансово - хозяйственной деятельности. В статье 3 Федер&чьного закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” под этим понимается: самостоятельность в осуществлении учебной, научной, финансово -хозяйственной и иной деятельности предусмотренной уставом
высшего учебного заведения11.
С точки зрения рассмотрения проблемы организационно -правовой формы высшего учебного заведения, статья 11 Закона РФ “Об образовании” впервые вводит в область законодательного
регулирования наряду с понятием “государственное и муниципальное образовательное учреждение” понятие “негосударственная образовательная организация”. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Деятельность
негосударственных образовательных организаций в части, не
урегулированной ГК РФ, регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях »12.
Определенные изменения произошли в характеристике системы высшего профессионального образования с принятием Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, где вводится и раскрывается понятие “экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования”.
Впервые в статье 27 вышеназванного закона юридически закреплены отношения собственности в сфере высшего профессионального образования России.
11 Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совок>тіности - достаточны, чтобы организация могла быть признана юридическим лииом. //См.:Ландкоф С.Н. Субъекты прав (лица). Научный комментарий ГК. Вып. III. М., 1928; Иоффе О.С. Советское гражданское право. М.. 1967; Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961.
12 СЗ РФ. 1996. № 3 С.145.
- Київ+380960830922