Ви є тут

Правовые проблемы применения информационных технологий в предпринимательской деятельности

Автор: 
Чеховская Светлана Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000312312
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................4
ГЛАВА 1. Использование информационных технологий как предпосылка развития информационных отношений.
§1. Понятие информационных технологий. Правовые начала формирования информационных отношений............26
§2. Предпринимательство и начало формирования информационного права. Основные понятия и категории.....51
ГЛАВА 2. Правовое регулирование информационных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью.
§1. Виды информационных отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью.................74
§2. Система источников, регулирующих информационные отношения, возникающие в связи с предпринимательской деятельностью................................................97
ГЛАВА 3. Основные характеристики российского информационного рынка. Вопросы его правового обеспечения.
§1. Информационный рынок России. Его правовые черты........................................................109
§2. Правовые формы использования информационных продуктов и услуг в хозяйственном обороте....................131
3
§3.Основные методы и направления государственного регулирования информационных отношений, возникающих в связи с
предпринимательской деятельностью.......................158
Заключение........................................180
Приложение 1......................................186
Приложение 2......................................194
Список используемой литературы....................198
I
20
робно останавливается на характеристике информационного законодательства в целом.
Диссертант отмечает значимость конституционных норм для дальнейшего развития информационного законодательства.
Информационное законодательство является комплексным и состоит из следующих групп правовых актов, регулирующих: 1 Деятельность средств массовой информации и осуществление права на информацию; 2) установление правового режима информации, а также ограничение доступа к определенным видам информации и защиту информации; 3) информационное обеспечение отдельных сфер общества; 4) вопросы информационной безопасности; 5) отдельные виды информационной деятельности (как профессиональной деятельности); 6) деятельность государственных органов, управомоченных управлять в информационной сфере; 7) вопросы ответственности за нарушение информационного законодательства.
Диссертантом отмечается, что судебная практика в сфере применения информационного законодательства играеч еще незначительную роль. Все информационные споры можно разделить на публично-правовые и часто-правовые1. Предметом публично-правовых информационных споров является массовая информация, затрагивающая права и законные интересы граждан, социальные ценности или блага. В настоящее время формируется судебная практика лишь по поводу массовой информации.
В третьей главе - «Основные характеристики российского информационного рынка. Вопросы его правового обеспечения» - раскрываются понятия информационного рынка, информационно-
1 Монахов В.И. Информация как предмет информационных споров// НТИ. 1999, №9.
|
|
21
го товара, правовые формы использования информационных товаров в хозяйственном обороте, а также правовые методы государственного воздействия на информационные отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.
В первом параграфе «Информационный рынок России. Его правовые черты» исследуется сфера обращения информационных товаров или иначе информационный рынок. Автор обращает внимание на то, что юридических исследований информационного рынка в современный период практически нет. Сравнительно недавно появились отдельные статьи, касающиеся правовой природы договоров, обеспечивающих информационный рынок1.
Основываясь на экономических разработках, касающихся становления информационного рынка в России2, можно выделить три вида информационных товаров: электронно-вычислительная техника, средства телекоммуникации и информационные продукты и услуги.
Диссертант исследует особенности хозяйственного оборота информационных продуктов и услуг. Информационным продуктом признается информация, представленная для удовлетворения конкретных потребностей пользователей, и осуществление оборота которой допускается действующим законодательством.
1 Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право. 1996, №11; Место договора на выполнение маркетинговых иследований в системе гражданско-правовых договоров // Юрист, 1999, № 8; Северин В.Д. Усіх ги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность // Законодательство. Право для бизнеса, 2000, №1.
2 Социально- экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса/ Под ред. Плахотной . -М.: Из-во МГУ. 1992;. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации.М.: Из-во МГУ, 1993; Николаева Т.П. Информационная экономика: іенденции развития за рубежом и в России. Спб., 1999.
і