Ви є тут

Правовое регулирование охраны недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа

Автор: 
Комиссаренко Владимир Сергеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2004
Артикул:
119727
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Нефтегазодобывающая промышленность и экологическое законодательство Российской Федерации.......................................... 17
§ 1. Соотношение горного и экологического законодательства.............17
§ 2. Понятия «рациональное использование недр» и «охрана недр». Охрана
окружающей среды и принципы горного права...............................32
§ 3. Исторический опыт правового регулирования отношений по охране недр и
охране окружающей среды при пользовании недрами.........................41
Глава 2. Эколого-правовые требования к деятельности по освоению месторождений нефти и газа......................................................47
§ 1. Правовое обеспечение охраны окружающей среды при предоставлении
недр в пользование для целей поиска, разведки и добычи нефти и газа...47
§ 2. Эколого-правовые требования при ведении работ по поиску, разведке и
добыче нефти и газа.....................................................85
§ 3. Охрана недр при ведении работ по поиску, разведке и добыче нефти и газа
116
Глава 3. Правовые проблемы государственного контроля за охраной недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа.................148
§ 1. Государственные органы, осуществляющие контроль за охраной недр и окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа.................148
§ 2. Методы государственного контроля за охраной недр и окружающей среды
при освоении месторождений нефти и газа................................156
§ 3. Ответственность за экологические правонарушения в нефтегазодобывающей отрасли............................................................168
Заключение.............................................................181
Использованные нормативные источники и литература......................184
Введение
Актуальность темы исследования.
Нефть и газ играют важнейшую роль в экономике Российской Федерации. Доля России в мировых запасах нефти составляет 12,13 %, газа - 32%. В 2002 г. в России было добыто 380 млн. т. нефти, 595 млрд. м3 газа. Минерально-сырьевой комплекс является существенным источником доходов бюджетов. По показателю индекса производства нефтегазодобывающая промышленность занимает первое место среди всех отраслей экономики страны1. В то же время деятельность по поиску, разведке и разработке месторождений углеводородного сырья связана с негативным воздействием на окружающую природную среду поверхности земли и ее глубин. В общем виде экологически вредное воздействие отрасли выражается в следующем:
1) химическое загрязнение почв, грунтов, поверхностных и подземных водных объектов, недр, атмосферного воздуха добытым сырьем, веществами и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, буровыми и технологическими отходами;
2) снижение объема и качества полезных ископаемых вследствие нарушения технологии добычи, обводнения, пожаров и других факторов;
3) физическое нарушение почво-растительного покрова, грунтов, природных ландшафтов на буровых площадках и трассах дорог; в северных регионах - нарушение естественного режима многолетнемерзлых фунтов;
4) изъятие водных ресурсов;
5) нарушение температурных режимов геологических процессов, развитие экзогенных геологических процессов: эрозии, заболачивания, просадок, оползней, появление сейсмичности;
6) изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей мифации.
Ущерб наносится всем видам природных компонентов - объектам охраны ок-
1 Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2002 году». М.: 2003. с. 38,145.
21
Сторонники другой точки зрения полагают, что природоресурсное и экологическое (природоохранное) право имеют различные предмет и метод правового регулирования19. Преамбула Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Это дает основание считать экологическое право самостоятельной отраслью права, имеющей особый объект регулирования -общественные отношения по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий. Оно не может иметь комплексного характера, и нет необходимости вторгаться в другие отрасли права либо включать в экологическое право институты, не имеющие отношения к охране окружающей среды. В итоге экологическое право определяется как отрасль права, реіулирующая отношения по охране окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира.
Интересно более позднее мнение В.В. Петрова, писавшего о необходимости пересмотра системы экологического права, поскольку «в условиях перехода к рыночной экономике земельное право уже не может полностью входить в состав экологического права, ибо в нем много норм и институтов, не имеющих
прямого отношения к экологии. В рамках экологического права остается лишь
20
экологическая часть земельного права - земельноохранительные отношения.» Аналогично он определял соотношение экологического и горного права.
На наш взгляд, существование между горным и природоохранным законодательством тесной связи несомненно. Все природные ресурсы, в том числе недра названы в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве объектов охраны окружающей среды. Согласно п. 5 ст. 2 данного закона отношения, возни-
19 Выступление Клюкина Б.Д. - Бакунина Т.С., Быстров Г.Е. Правовые проблемы теории аграрного, нриродоресурсового и экологического права и методики преподавания в юридических вузах России аграрно-правовых и эколого-правовых дисциплин // Государство и право. 1999. № 7. с. 31-32. Крассов О.И. Экологическое право. М.: 2001, с. 36-39.
20 Петров В.В. Экологическое право России. М.: 1996. с. 76.
22
кающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, регулируются как земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, так и иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Охрана окружающей среды осуществляется не только путем установления общих эколого-правовых механизмов, но и через детализацию правовых средств охраны применительно к каждому отдельному виду природных ресурсов. Общие принципы и механизмы применимы к конкретным объектам окружающей среды: установление нормативов предельно допустимого изъятия вод при использовании водных объектов, нормативов выбросов при воздействии на атмосферный воздух, нормативов и лимитов размещения отходов при бурении скважин для добычи полезных ископаемых, требований по восстановлению земельных участков при ликвидации горнодобывающего производства и т.п. Правильная эксплуатация природных богатств вносит крупный вклад в сохранение природы, а ресурсоемкость является одной из главных характеристик благоприятной окружающей среды. Все базовые природоресурсные законодательные акты содержат главы, посвященные охране соответс твующего ресурса (Закон «О недрах» - раздел III «Рациональное использование и охрана недр»).
Появление общих эколого-правовых механизмов обусловлено тем, что природные компоненты тесно связаны между собой и вместе составляют экосистемы, загрязнение из одной природной среды распространяется на другие среды, имеются общие подходы к решению проблем охраны природных компонентов. Но выделение правовых норм в специальный закон об охране окружающей среды как единого целого не означает их обособления в отрасль или подотрасль права. Действительно, невозможно обнаружить отношения по использованию и охране окружающей среды, которые бы не были связаны с каким-либо из компонентов окружающей среды. Поэтому отношения по охране отдельных природных ресурсов неотделимы от общих эколого-правовых механизмов и вместе с ними составляют единое экологическое право.
В то же время надлежит учитывать, что горное и экологическое право имеют,