Ви є тут

Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики

Автор: 
Матейкович Максим Станиславович
Тип роботи: 
проблемы теории и практики
Рік: 
2003
Артикул:
121170
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
*
Введение.......................................................4
Глава 1. Конституционное регулирование и закономерности
развития зашиты избирательных прав граждан
в Российской Федерации...................................32
1.1. Конституционные основы защиты избирательных
прав граждан........................................32
1.2. Защита избирательных прав в истории России
1Х-ХХ вв. ............................................................................55
* Глава 2. Субъективные избирательные права
граждан в Российской Федерации: понятие, содержание, принципы реализации.......................87
2.1. Избирательные права граждан в системе основных
прав и свобод личности................................87
2.2. Принципы права: природа, иерархия, роль в правовом регулировании избирательных отношений....................109
2.3. Основные начача обеспечения реализации избирательных
^ прав граждан.........................................126
2.4. Принципы индивидуального участия гражданина в осуществлении избирательных действий.....................138
Глава 3. Внутригосударственные и международные
механизмы защиты избирательных прав...................157
3.1. Понятие, формы, способы и средства защиты
р избирательных прав...................................157
3.2. Международная защита избирательных прав.............200
3.3. Конституционно-правовая ответственность субъектов избирательного процесса: признаки,
основания, санкции...................................216
Глава 4. Деятельность российских избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав граждан.......................................................234
4.1. Основные полномочия избирательных комиссий по обеспечению реализации избирательных прав граждан
в Российской Федерации...............................234
4.2. Средства и способы защиты избирательных прав граждан, используемые российскими избирательными комиссиями: проблемы повышения эффективности............247
4.3. Акты избирательных комиссий в системе юридических гарантий избирательных прав граждан в Российской Федерации...............................................287
Глава 5. Судебная защита избирательных прав граждан
в Российской Федерации....................................295
5.1. Теоретические аспекты судебной защиты
избирательных прав граждан...........................295
5.2 Судебный конституционный контроль в сфере
реализации избирательных прав граждан................316
5.3. Совершенствование деятельности отечественных судов общей юрисдикции по защите избирательных
прав граждан.........................................350
5.4. Прокурорский надзор за осуществлением основных избирательных действий в Российской Федерации...........365
Заключение....................................................375
Список использованных источников..............................386
Приложения....................................................437
44
обоснованный критерий, позволяющий признать ограничение права (допускаемое частью 3 статьи 55) С1Т> отменой или умалением: «неконституционное ограничение не может служить необходимым и соразмерным средством защипы конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц»1.
Избирательные права граждан являются важнейшим элементом в механизме народовластия. Коллективная реализация гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления есть ничто иное, как реализация принадлежащего народу, состоящему из этих граждан, права на власть. Результат такой реализации — избрание представителей народа в орган государственной либо муниципальной власти — является властным решением, «актом верховной
л
воли народа» , обязательным для всех субъектов права, включая сам народ. При этом решение народа может не совпадать с волей каждого его представителя, однако сам по себе факт такого несовпадения воль отнюдь не снижает авторитета решения, хотя и обязывает властный орган учитывать мнение и действовать в интересах, в том числе, «несогласных». Как писал, размышляя о данной проблеме, Ж.Ж. Руссо, «для того, чтобы воля была общею, не всегда необходимо, чтобы она была единодушна; но необходимо, чтобы были подсчитаны все голоса; любое изъятие снижает общий характер воли»3. Иначе говоря, даже единичное нарушение избирательных прав является в какой-то мере посягательством на суверенитет народа. Если же эти нарушения носят настолько массовый характер, что не позволяют установить подлинную волю народа, то можно вести речь о попытке антиконституционного присвоения
1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 г. № 13-П (пункт 5 мотивировочной части) Н Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №44. Ст. 4399.
2 Когок В.Ф. О развитии форм сочетания народного представительства с непосредственной демократией в СССР // Советское государство и право. 1960. № 12. С. 12.
3 Руссо Ж. Ж. Указ. соч. С. 217.
45
принадлежащей народу власти. Соответственно, защита избирательных прав есть ничто иное, как защита единого, неотчуждаемого народного суверенитета.
^ Нарушения избирательных прав может изначально допускать, как уже
отмечалось, и получающий от народа право на осуществление власти законодатель. Задача Конституции, принятие которой часто является прямой прерогативой самого народа, — установить, повторимся, важнейшие юридические гарантии против законодательного умаления или отмены избирательных прав. Российский Основной закон закрепляет эти гарантии крайне скупо и значительно уступает как по количеству специальных избирательно-правовых норм, так и по их детализации. Для сравнения
* достаточно привести конституции только некоторых стран СНГ. Так,
отдельные главы (разделы) об избирательной системе присутствуют в конституциях Беларуси (9 статей), Турменистана (10 статей, включая нормы о референдуме), Узбекистана (1 статья), Украины (6 статей, включая нормы о референдуме). В Кыргызстане отдельным разделом основного закона регулируется порядок избрания президента страны. Конституции Грузии и Казахстана значительно детальнее, чем в России, регулируют порядок избрания депутатов парламентов этих государств1.
Безусловно, конкретизация конституционного регулирования наиболее
*
важных аспектов избирательной системы (принципы объективного избирательного права, порядок определения результатов выборов, перечень субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов и т.д.) отнюдь не является некой панацеей от нарушений избирательных прав граждан. Тем не менее конституционные нормы имеют более высокий уровень охраны, значительно ограничивают произвол законодателя, упрощают задачу

конституционного контроля и надзора при разрешении избирательных споров.
1 См.: Конституции государств - участников СНГ. М., 1999.