Ви є тут

Защита конституционных прав человека и гражданина нотариатом Российской Федерации

Автор: 
Патращук Жанна Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2003
Артикул:
121191
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Э
Глава I. Развитие механизма защиты конститу ционных прав граждан нотариатом Российской Федерации. 14
§ 1. Система конституционных прав граждан и способы их защиты. 14
§ 2. Становление нотариата как механизма защиты конституционных прав граждан. 38
§ 3. Понятие, принципы и правовая природа нотариата Российской Федерации как системы защиты конституционных прав граждан. 66
Глава II. Нотариальная защита отдельных видов
конституционных прав граждан. 87
§ 1. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь - реализация посредством нотариата. 87
§ 2. Особенности обеспечения нотариатом конституционных прав граждан в сфере реализации их права на судебную защиту'.
107
§ 3. Защита нотариатом конституционных прав граждан в сфере гражданского оборота и предпринимательской деятельности. 128
§ 4. Отдельные аспекты нотариальной деятельности в сфере защиты конституционных прав граждан в области брачносемейных и наследственных отношений. 152
Заключение 171
Список литературы
178
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что построение в Российской Федерации правового демократического государства, основой которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, невозможно без реформирования системы российского нотариата.
В настоящее время в России сохраняют свое действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в 1993 г.
Однако анализ значительных изменений в экономической, политической, правовой, социальной, духовной областях общественной жизни Российской Федерации на сегодняшний день позволяет отметить, что правовая и политическая реформа в стране, продолжающаяся уже около полугора десятков лет, достигла определенных результатов, важность которых сложно переоценить.
Все происходящие в России перемены, сколь бы разнообразны они ни были, являются выражением одной глобальной тенденции и преследуют единую цель - построение в Российской Федерации демократического правового государства и гражданского общества.
Краеугольным камнем, на котором должны строиться такое государство и общество, является институт прав человека - без него немыслимо существование демократической политической и правовой систем, либеральной экономики.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Неотъемлемой чертой института прав и свобод человека и гражданина является возможность их реализации на практике.
18
ных прав человека для критики крепостничества и самодержавия .
Позднее, в конце XIX - начале XX вв., идеи естественно-правовой школы в России приобретают все большее распространение. Огромный вклад в этот процесс внесли Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин8.
Большое влияние на развитие идеи прав и свобод человека в России уже в XX в. оказал марксистский подход, на долгие десятилетия ставший единственно возможным в условиях идеологического единообразия, существовавшего в стране.
По своей сути марксистско-ленинская трактовка права и свобод человека укладывается в рамки позитивистской концепции. Но появляются в ней и специфические черты: если “чистый’" позитивизм исходит из разумной, рациональной самоценности права, то марксизм настаивает на его социально-экономической, классовой основе. Право конституируется и действует как возведенная в закон воля господствующего класса, а права личности полностью поглощаются интересами классового общества и тоталитарного государства9. Даже тот минимум прав и свобод человека, который закреплялся законами государства победившего социализма, носил декларативный характер: не имея реального механизма за-
Подробнее см.: Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М., 1949; Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М., 1951.Т. 1.
8 Подробнее см.: Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. //Сочинения. М., 1995; Он же. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996; Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998; Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917; Ильин И.А. О монархии и республике. О сущности правосознания. О сопротивлении злу силою. //Собр. соч.: в 10 т. 'Г. 4, 5.
у См., например: Ленин В.И. Государство и революция.// Поли. собр. соч. Т. 6; Он же. Очередные задачи советской власти. //Поли. собр. соч. Т. 36; Он же. Пролетарская революция и ренегат Каутский. //Поли. собр. соч. Т. 37; Рейснер М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л., 1925; Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига, 1964; Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизм. Опьгг критики основных юридических понятий. М., 1926; Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938 и др.
19
щиты своих прав, человек был полностью беззащитен перед произволом власти.
Этот экскурс в историю формирования и развития концепции прав и свобод человека имел целью показать наличие в правовой науке самых разнообразных взглядов на суть данного вопроса.
Причем, как показывает опыт, накопленный современной юриспруденцией, и естественно-правовая, и позитивистская теории при анализе такого сложного и многогранного института, как права и свободы человека, имеют право на существование, поскольку акцентируют внимание на различных аспектах проблемы, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
На сегодняшний день все большее распространение получает ‘‘интегрированный” подход к сути понятия “права человека” в аспекте их возникновения и сочетания с государственной властью. Этот подход сочетает отдельные черты и естественно-правовой доктрины, и позитивистского подхода, признавая ценность и того, и другого в их взаимодействии.
Следует отметить, что попытки соединить гуманизм теории естественного права со стабилизирующим формализмом позитивизма имели место еще в трудах дореволюционных российских правоведов. Так, известный ученый B.C. Соловьев не противопоставлял естественноправовой и нормативистский подходы, а рассматривал взаимосвязь естественного и положительного права как соотношение разумной сущности права и ее реального проявления в действующем праве государства. Признавая ценность рациональной сущности права (естественноправовых категорий свободы, равенства, прав личности), B.C. Соловьев считал, что они “есть лишь отвлечение ума”, в действительности существующие “лишь как общее идеальное условие всех положительных пра-