Ви є тут

Художественно-эстетическое самосознание художников Якутии на рубеже тысячелетий

Автор: 
Луценко Юлия Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
268
Артикул:
173256
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................4
Глава 1. Становление профессионального изобразительного искусства Якутии и этническое самосознание художника...................................... 18
1.1. Картина мира,народа саха.......................................... 18
1.2. Рудименты этнической картины мира в становлении профессионального искусства Якутии........................................................31
1.3. Проблема примитива в изобразительном искусстве Якутии..............37
Глава 2. Основные тенденции развития изобразительного искусства Якутии в период 1960-1980-х гг. и художественно-эстетическое самосознание художников..............................................................53
2.1. Жанровая система изобразительного искусства и стилевые поиски
художников Якутии второй половины XX века...............................53
2.2 Этнические особенности мотивов и образов изобразительного искусства Якутии 1960-1980-х гг. (на примере графического
наследия)..............................................................75
Глава 3. Художественно-эстетическое самосознание в изобразительном искусстве Якутии рубежа веков (1990 - 2008 гг.).........................83
3.1. Культурно-эстетические новации в изобразительном искусстве Якутии последних лет...........................................................83
3.2. Жанрово-стилевые особенности художественной палитры художников Якутии в период 1990 - 2008 годов..................................... 101
3.3. Роль Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) в репрезентации творчества художников
Якутии.................................................................114
Заключение............................................................ 129
Библиографический список использованной литературы.................... 134
Приложения............................................................ 156
Приложение 1. Биографические сведения о художниках Якутии............. 156
Приложение 2. Анкета для художников Якутии............................ 166
Приложение 3. Ответы ведущих современных художников на анкету по
животрепещущим проблемам художественной жизни Якутии, изобразительного искусства и места художника в современном рыночном
обществе.............................................................. 170
Список иллюстраций.....................................................234
Иллюстрации............................................................237
25
ритуалах, традициях, обычаях - основных модусах коллективного и индивидуального бытия людей кочевого социума.
Таким образом, «энтелехия бытия» традиционного сознания якутов проявляется в виде созерцательно-синкретического, художественно-образного, чувственно-символического родового мироощущения, которое находит выражение .в национальной картине мира. Именно эти особенности традиционного кочевого сознания” составляют фундамент национальной (этнической) картины мира народа саха.
Картина мира — это отчасти сознательный, отчасти неосознанный продукт творческой деятельности человека, группы людей, народа.” Вне культуры картина мира не существует. «Картина мира» у всех пародов включает в себя одинаковые базовые элементы: представления о времени и пространстве, о метафизических силах (богах), единстве единичного и множественного, наконец, о прекрасном.35 Все эти элементы находят отражение в искусстве. В силу визуализации реальности изобразительное искусство даёт особые преимущества для исследования национального восприятия и этнических представлений о преображении мира.
Это особенно важно отметить, ибо в последние два десятилетия архетипы мифологического мышления все активнее определяют формы художественного мышления.36 Кладезем мифов народа саха является эпос «олонхо»,37 в нем сконцентрированы душа народа, изначальное представление этноса о себе, о времени, синтезированы этические и эстетические основы бытия.38
33 См. в связи с этим. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. С. Маркарян // Сов. этнография. - 1981. № 2. - С. 78-96; Сарсснбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь / Н. С. Сарсснбасв. - Алма-Ата: Казахстан, 1974.-227 с.
34 См.: Шартье Р. Мир как представление Н История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М., 1996. - С. 74-79.
35 Тернер 13. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах... / В. Тернер // Семиотика и искусство.мстрия. Сб. статей. - М.: Мир, 1972. - С. 50 - 81.
36 См.: Мслстинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мслстинский; [АН ССР, Ип-т мировой литературы им. А.М. Горького] - М.: Наука, 1976.-407 с.; - (Исследования по фольклору и мифологии Востока)
37Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. - М.: Наука, 1974. - 402 с.; Гурвич И. С. Культура северных якутоп-олснсводоп / И. С. Гурвич. - М., 1977; Ксенофонтов Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г. В. Ксенофонтов; АН СССР, Снб. Отд-ние, якут, филиал, Ин-г яз., литературы и истории. - М.: Наука, 1977.-247 с.;
38 О связях фольклора с мифом см.: Ранние формы искусства. М., 1972; Зеленин Д. К. Культ оигонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов / Д. К. Зеленин. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1936.-436 С.:
26
В искусстве эти традиционные базовые представления возникают как рудименты мифопоэтической картины мира, в которой вес явления социо-природной жизни художник рассматривает в отношении к самому себе. Он не только национальный космос познает, и творит его. «Художественное произведение, - по словам Г.Д. Гачева, — это как бы национальное устройство мира в удвоении».39 Целостность и единство личности художника продуцируются и являют себя во вселенском образе мира, имманентном творческой индивидуальности. Вот почему мифопоэтическая картина мира оказывается релевантной художественно-эстетическому самосознанию автоа, а через него — и коллективному самосознанию этноса. Следовательно, он выполняет роль медиатора между прошлым и настоящим, роль толкователя единого смысла этнонациональной истории, и образы олонхо, оказавшись в новой художественной системе, обретают новую функцию, новую жизнь, а значит и новый смысл.
В исследовании «Образ мира в живописи и графике Якутии XX века» В.
В. Тимофеевой при анализе образного и композиционного строя изобразительного искусства Якутии, выявлены важнейшие мифологические символы и мотивы, сохраняющие свою определяющую роль на протяжении всего развития этнического искусства. Это космологические образы мирового древа, небесного коня, оленя и жилища; сквозные образы шамана, сказителя (олонхосута), всадника, женщины, характерные для олонхо.
В якутской космологии Вселенная состоит из трех отдельных миров: Верхнего (неба с божествами и духами), Среднего (земля, населенная людьми и разными духами-иччи) и Нижнего (подземный мир, где обитают злые чудовища-абаасы). По представлению древних якутов, Небо, Солнце и Звёзды существовали извечно. Земли сначала не было. Была вода, из которой возник
ил.; Кулаковскнй Л. Н. Материалы для изучения верований якутов. - Записки Якутского краевого гсоїрафичсскою общества. Пг., 1923. Т. 1; Лотман ІО. М., Успенский Б.Л. Миф-Имя-Кулі,тура. - Труды по знаковым системам. Т. 6. Тарт>% 1973; Героический эпос олонхо в изобразительном искусстве Якутии (на рассмотрение Международного жюри ЮНЕСКО): Альбом- каталог/ Национальный художественный музей РС(Я) Авт.-сост. АЛ. Габышсва, Г.Г. Нсусіросва - Якутск, Сахаполиграфнздат, 2005.- с. 256 (3 экз.) на англ.яз.
39 Гачев Г.Д. Указ. соч. - с. 53