ВВЕДЕНИЕ...................................................3
1 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ..................................................14
1.1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА.. МАЛОЙ СЦЕНЫ...............................................14
1.2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИКА....
В ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОЙ СЦЕНЫ................................25
1.3 СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ......
НА МАЛОЙ СЦЕНЕ............................................39
1.4 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОЙ СЦЕНЫ.....................................46
2 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.......53
2.1 МАЛОЕ ПРОСТРАНСТВО В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД...........53
2.2 МАЛАЯ СЦЕНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД........................71
2.3 МАЛАЯ СЦЕНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД....................99
3 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА...............................108
3.1 ЗАКРЫТЫЙ ТИП СЦЕНЫ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОД РУКОВОДСТВО А. ПРАУДИНА......................................108
3.2 ОТКРЫТЫЙ ТИП СЦЕНЫ: ТЕАТР «ОСОБНЯК»..................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................144
ПРИМЕЧАНИЯ...............................................148
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................155
РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ...............172
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................. 174
О
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Театральное искусство и его специфику в значительной степени определяет сценическое пространство, в частности, размеры сценической площадки и зрительного зала. В отечественном театроведении, в основном, изучались постановки большой сцены, а малой сцене не уделялось должного внимания. Тем не менее, малая сцена является неотъемлемой частью современного театрального процесса, активно участвуя в развитии театрального искусства. Большую и малую сцены объединяют общие законы драматическою театра: художественная целостность спектакля, условность происходящего, принципы работы над ролыо, создание образа роли и образа спектакля. Оба вида сцены сосуществуют, влияя друг на друга, но при этом, не заменяя один другого.
Своеобразие малой сцены в том, что она лаконична, аскетична и более близка сложным театральным жанрам, которые апеллируют к зрителю интеллектуальному, стремящемуся прикоснуться к глубинным проблемам, которые решает высокое искусство, к проблемам бытия. Малая сцена дает возможность сконцентрировать на небольшом пространстве игры усилия актера, режиссера, художника, выразить мысль автора, используя минимум театральных вы разите л ып,IX средств.
У театральных деятелей и у зрителей отношение к малой сцене всегда было различным. Кто-то считал ее веянием моды, не имеющим глубоких корней, кто-то в постановках малой сцены видели дополнительную возможность работать из-за недостаточной востребованности на большой сцене. Но были и те, для кого пространство малой сцены стало основным и единственным делом, смыслом всей творческой жизни.
Каким бы ни было отношение к малой сцене театральных деятелей, все сходились в одном, что она предоставляет большие возможности для творческого эксперимента в театральном искусстве.
Значение малой сцены подчеркивал классик отечественной режиссуры
XX века Г.Л. Товстоногов: «Малые сцены ... ни в коей мере не противостоят
3
была результатом особого склада миропонимания художников в определенную эпоху»48. Внешний мир, по мысли 1-І.М. Тарабукина, воздействует на сознание художника, стимулируя возникновение художественного образа. Однако художественный образ не копирует действительность, он выражает понимание художником этой действительности, его отношение к реальному миру.
Следовательно, в художественной форме пространства содержится определенный смысл осознания мира. Н.М. Тарабукин рассматривает модификации пространственных форм сообразно тем же двум категориям - протяженности и длительности.
В пространственной концепции художника и теоретика искусства В. А. Фаворского, в работе «О пространстве в живописи»44 пространство определяется как главный объект живописи, делая первый шаг на пути к ставшей классической формулировке стиля художественной эпохи как «отношения предмета к пространству».
Разные эпохи искусства дают нам всякий раз особый тип отношения между «вещью» и «пространством». Одним из важнейших принципов теории искусства В.А.Фаворского является понятие «художественной цельности». Ого и цельность восприятия искусства разных художественных эпох, когда искусство какой-либо эпохи «требует от нас к себе полного уважения все в целом. Это и цельность-целостность художественной формы самого произведения искусства, которая осмысляется, прежде всего, как пространственная цельность - как наличие особого художественного пространства-мира произведения, отличного от существующего «внешнего» пространства».50
Труды В.А. Фаворского убедительно раскрывают многообразие форм эстетического простра!їства: дорическое, ионическое, византийское, каравад-жево, восточное, открытое, закрытое.51 Более всего в данном исследовании нас будут интересовать два последних вида: открытое и закрытое пространство, к тому же у них есть то преимущество, что они не привязаны непосредственно к какой-либо эпохе или стилю.
16
«Открытым» мы называем такое пространство, в котором между пространством художественного произведения и зрительским пространством возникает иллюзия стертости границы. При этом не так важно, сам зритель совершает переход рубежа или это делает художественное произведение.52
«Закрытое» - эго гот тип пространства, когда отделенность зрителя от произведения искусства четко обозначена. Закрытое пространство - это результат ренессансной дифференциации искусств. Возможность его появления возникла только с выделением искусства в обособленную область человеческой деятельности.53
О подобной типологии пространства, но без подробной расшифровки типов, упоминается в монографии «Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного» Т.Е. Шехтер: «Художественное пространство - это совершенно специфическое явление. Оно осуществляется в произведении искусства ... и указывает на особое качество бытия, на особый ансамбль его свойств, которые раскрываются в диапазоне конечное - бесконечное, замкнутое — открытое (тогда как диапазон восприятия времени в художественном творчестве: вечность- мгновение)»
Также необходимо отметить, что параметры времени и пространства художественного произведения никогда не соответствуют напрямую пространственным и временным характеристикам материала. 'Го есть, произведение живет по иным, не бытовым законам.
Применяя теорию открытого и закрытого пространства к пространству театральному, состоящему из пространства игрового и зрительского, надо заметить, что открытому пространству часто соответствует сочетание игрового и зрительского пространств в театре и такое пространство называется интегрированным, а закрытому — соответствует четкое разделение игровог о и зрительского пространств, что называется пространством дифференцированным.
Театральное пространство, независимо от типа, может быть представлено в виде треугольника, основание которого символизирует сознание зри-
- Київ+380960830922