Ви є тут

Еврейское изобразительное искусство в Санкт-Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв.

Автор: 
Земцова Ирина Валерьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
252
Артикул:
173588
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
стр.
Введение 3
1. Особенности развития еврейской художественной культуры в Санкт-Петербурге 17
Источники изучения еврейской художественной культуры
Санкт-Петербурга 17
Культура еврейской диаспоры Петербурга, особенности
её формирования 22
Формирование круга еврейских художников Петербурга
и их общественная деятельность 37
Еврейские художественные общества в Петербурге 59
2. Развитие национальной темы в творчестве художников-евреев 87
2.1 Особенности развития изобразительного искусства у еврейского населения Российской империи 90
2.2 Национальная тема в творчестве петербургских художников-евреев. Пути определения и воплощения 100
2.3 Этапы развития еврейского искусства в России 117
3. Характерные черты еврейского национального искусства и его специфика 136
3.1 Сюжеты в еврейском изобразительном искусстве 138
3.2 Особенности художественной образности в
национальном еврейском искусстве 165
Заключение 193
Список литературы 196
Приложение 1. Еврейские академисты и воинская повинность. 216
Приложение 2. Стипендии и финансовое положение еврейских академистов. 219
Приложение 3. Еврейские академисты и процентная норма. 221
Приложение 4. Поиск еврейской темы в искусстве II пол. XIX -нач. XX вв.» 228
Приложение 5. Сюжеты в еврейском изобразительном искусстве 232
Приложение 6. Образы в еврейском изобразительном искусстве 245
Введение
Актуальность темы. В настоящее время интерес к творчеству еврейских художников, работавших в России во второй половине XIX -начале XX вв., чрезвычайно возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что традиции еврейского искусства благодаря распространению живописи русских еврейских художников в мире вызывают особый интерес специалистов и коллекционеров живописи. При этом современному зрителю оказались совершенно непонятными темы и символы еврейского искусства, которые принято было трактовать по европейской традиции, т. е. через интерпретацию сюжета с точки зрения его соответствия традиционному опыту той или иной, преимущественно европейской или русской, культуры. Такой подход очень скоро завёл в тупик исследователей еврейского изобразительного искусства, что вполне понятно, ибо логика, символика и образный характер произведений еврейских художников абсолютно не совпадают с европейским пониманием тех же составляющих.
Выросшее из национальной еврейской мифологии и философии еврейское изобразительное искусство ни в коей мере не поддастся простому описательному подходу или историко-культурологическому толкованию. Изучение особенностей этого искусства гребует более глубокого проникновения в еврейскую национальную культуру, изучения особенностей мировосприятия и специфики еврейской национальной жизни, отразившихся в приверженности художников определённой образно-символической системе и тематическому ряду.
При том, что проблема существования собственного национального стиля и наличия особых специфических черт, присущих творчеству еврейских художников, обсуждается еврейской художественной интеллигенцией и критиками уже на протяжение более чем столетия, не существует, однако, общепринятого представления о критериях определения принадлежности того или иного произведения к еврейскому
24
территорий и проведением на них политики насильственной русификации и ассимиляции. Особенно сильно насильственное торможение развития национальной культуры затронуло западные губернии, а с закрытием университетов в Варшаве и Вильно и введением запретов на использование национальных языков в печати, театрах, в школах С.-Петербург становится естественным образовательным и культурным центром для многих наций. Только в столице можно было получить высшее образование и, тем более, образование на национальном языке. Здесь для талантливой молодёжи открывалось много возможностей успешной карьеры. Полная ассимиляция, однако, сдерживалась, как существующими в обществе предубеждениями против представителей определённых наций, будь то поляки, немцы или евреи, так и политической дискриминацией. Формы проявления последней менялись по отношению к разным народам империи, и было бы ошибочно указывать на исключительную дискриминацию какого-либо определенного народа.
С изменением законодательства о праве жительства6 столица постепенно наполняется не только представителями еврейской торговоремесленной верхушки, но и интеллигенцией, являющейся носительницей идей Хаскалы. Благодаря этому еврейское население Петербурга постепенно втягивается в культурные процессы, характерные для других этнических диаспор города, в частности в процесс образования просветительских обществ и профессиональных союзов национальной интеллигенции в основном западных губерний. Деятельность таких обществ опиралась на поддержку русской интеллигенции. Для правительства же эти национальные организации не выглядели опасными, так как в многонациональной столице они терялись среди множества других таких же и, находясь иод надзором полиции, не представляли серьёзной опасности в качестве центров сосредоточения центробежных сил.
6 Гессен Ю. И. История енрейского народа в России: В 2 т. Л., 1925-1927. Т. 2. С. 155-159,208.
25
Формирование национальной интеллигенции многих недержавных народов России происходило под сильным влиянием русской интеллигенции и её политических идеалов. Идея долга перед народом, служения ему через науку и искусство становится руководящей в деятельности национальных просветительских обществ, в том числе и еврейских. Национальная еврейская интеллигенция этот долг понимала как преодоление отчуждённости еврейского населения, способствование его интеграции в современную культуру и, прежде всего, в российскую. Однако особенности исторического пути еврейского народа внесли и определённые отличия в развитие интеграционных процессов применительно к еврейской общине. ■
Петербург для стремящейся к просвещению еврейской молодёжи сыграл роль не только «окна в Европу», но и «окна в Россию»/ Столица притягивала маскилим как единственное место, где можно было реализовать идеи Хаскалы и найти в этом стремлении государственную поддержку. Важную роль в первоначальных успехах интеграции сыграло своеобразие социальной структуры петербургского еврейства.
По социальной структуре еврейское население Петербурга сильно отличалось от населения черты оседлости, т. к., в силу распространения права жительства на евреев так называемых «полезных» категорий, в Петербурге более высокую долю еврейского населения составляли люди, занимавшиеся интеллигентными видами труда и ремеслом, при том, что неквалифицированные рабочие и люмпен-пролетарские группы,
о
преобладающие в черте оседлости, отсутствовали. Закономерно, что в культурном отношении исследователи9 отмечают быструю интеграцию еврейских мигрантов в петербургскую жизнь, как на уровне бытовой культуры, так и языковой ассимиляции, в которой они опережали другие
7 Nathans В. Beyond the Pale: the Jewish encounter with late imperial Russia. Berkeley, 2004.
* Юхнева H. В. О роли многонациональных городов Це»пральной и Восточном Европы в интеграционных этнических процессах (XVIII—XIX вв.)//У истоков формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе: Общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. М., 1984. С. 17-28.
Юхнсва Н. В.. Русские евреи как субэтничсская общность: проблемы этнического выживания (концепция проекта этнтрафического исследования) /'/ Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога (сборник статей) М., 1992. С. 41-45; Nathans В. Beyond the Pale: the Jewish encounter with late imperial Russia. Berkeley, 2004.