Ви є тут

Становление и развитие Красноярского государственного ансамбля танца Сибири под руководством М.С. Годенко в 1963-1970-е годы в контексте танцевальной культуры Сибири

Автор: 
Мымликова Инна Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1963
Артикул:
173757
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... с. 3
Глава первая. Танцевальная культура Сибири середипы XX века.........с. 30
а I •
1.1 Фольклорные танцы, сформированные традиционной художественной культурой.........................................................с. 33
1.2 Бытовые танцы, сформированные городской художественной
культурой.........................................................с. 60
Глава вторая. Исторические условия формирования Красноярского государственного ансамбля танца Сибири и творческой индивидуальности М.С. Годенко .................................... с. 69
2.1 Этапы становления и первоначальная деятельность Красноярского Государственного ансамбля танца Сибири (1946-1963-е гг.)..........с. 71
2.2 Формирование сценического мировоззрения М.С. Годенко (1919-1963-е
гг.)..............................................................с. 82
Глава третья. Репертуар и деятельность Красноярского государственного ансамбля танца Сибири под руководством М.С. Годенко (1963-1970-е гг.) с. 96
3.1. Формирование творческого направления в репертуаре периода 1963-1965-х гг .с. 96
3.2. Поиски новых форм в репертуаре периода 1966- 1970-х гг........с. 140
Заключение с. 182
Список литературы с. 194
1
\
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
Тема, связанная с изучением танцевального фольклора Сибири середины XX столетия и его сценической интерпретации, осуществленной Ансамблем танца Сибири в 1963-1970-х годах, очень важна, поскольку она позволяет осмыслить процесс становления современного уникального пласта танцевальной культуры и ее развитие в формах художественного творчества.
В сфере культуры нашей страны происходит сегодня интенсивный обмен духовным опытом Запада и Востока. Это относится и> к искусству танца. Хореографы, а в некоторых случаях и сами исполнители все активнее изучают танцевальные системы Америки и Европы, Ближнего и Дальнего Востока, смелее и смелее начинают пользоваться не традиционными для российского человека формами пластического самовыражения. Тем самым постепенно трансформируя русское танцевальное искусство, уводя его от традиционных фольклорных истоков, от национальной самобытности, подчиняя, подчас, его лексическое богатство чуждым ему стилю и формам.
Между тем, уходят в небытие художники, способные создавать сценические шедевры именно в сфере интерпретации русского танцевального фольклора, не разрушая его корневой основы, опираясь на неё. С ними уходят и накопленные образцы русского фольклора, умело воплощенные ими в формах театрального представления.
В силу этого, в высшей степени актуальным представляется изучение танцев Сибирского региона второй половины XX века и творчества ансамбля народного танца, который посвятил себя созданию сценических интерпретаций танцевального фольклора. А так же их взаимодействию с различными аспектами художественной и социально-культурной жизни России. В-«научном и в научно-практическом плане особенно важно изучить.
Во всех публикациях, о которых идет речь в диссертации, так или иначе, затрагиваются разные аспекты творческой деятельности балетмейстера и Красноярского государственного ансамбля танца Сибири. Но, как показал анализ литературы вопроса, в этих книгах, монографиях, газетных статьях содержится лишь материал о творчестве ансамбля, о творчестве М.С.Годенко, в то время как самое творчество М.С.Годенко и возглавляемого им ансамбля затронуто в этих публикациях лишь по отдельным частностям. В связи с этим анализ изучаемой диссертационной темы потребовал обращения к дополнительным источникам. В том числе к архивным материалам, которые содержатся в следующих архивных хранилищах:
1. Фонды Архивного агентства администрации Красноярского края, содержащие дела с вырезками из газет, касающихся творческой деятельности ансамбля- и М.С.Годенко, различного периода. Имеются здесь документы с приказами и постановлениями краевого управления культуры, министерства культуры СССР и РСФСР5 и других краевых и всесоюзных властных органов относительно М.С.Годенко и Ансамбля танца Сибири.
2. Архив отдела кадров Красноярского государственного Ансамбля танца Сибири в Красноярске. Здесь содержатся личное дело М.С.Годенко, его трудовая книжка, личные дела артистов ансамбля, трудовые договоры с Владимиром Корневым и другими композиторами, все приказы, имеющие отношение к изменениям в структуре коллектива. В этом же архиве хранятся программки и афиши разных лет с перечислением номеров, исполнителей, репетиторов, постановщиков танцев, композиторов, художников-, по костюмам, директоров ансамбля, дирижеров, ведущих, музыкантов и т. п. Во многих программках указаны места выступлений. В этом архиве есть зафиксированные сведения о всех зарубежных гастролях ансамбля, его награды, наградные документы артистов ансамбля. Сохранены либретто отдельных номеров, написанных рукой Годёнко.
3. Видео-фонды Красноярского государственного ансамбля танца . Сибири имени М.С.Годенко, Красноярск, состоящие из видео-версий концертов коллектива позднего перида (90-х годов XX в., и позднее), но включающие в себя ранние постановки Годенко.
4. Бухгалтерская книга филармонии Красноярска, откуда взяты сведения о хоре народной песни, ансамбле песни и пляски, ансамбле танца народов Сибири;(до 1963-го года).
5. Архивы Красноярской Государственной Теле-Радио Компании «Россия» в Красноярске: видео-фонд фильмов с танцевальными программами
ансамбля, отснятыми- в 70-х годах XX в.
6. Фонды музея Ленинградского (Санкт-Петербургского) мюзик-холла. Здесь содержатся программки, фотографии и афиши всех спектаклей мюзик-холла. В них перечисляются номера, постановщики, исполнители и другие создатели спектаклей. Представлена гастрольная география коллектива. Большой фонд фотографий репетиционного и постановочного? процессов;. Экспонаты сопровождаются текстовыми; фрагментами,, комментирующими тог или иной факт.
7. Архив семьи. MiG.Годен ко в Санкт-Петербурге, принадлежащий его вдове, Нине Александровне Казимировой. В этом архиве есть уникальные фотографии, дающие ретроспективу жизненного пути М.С.Годенко, а также много фотографий, сделанных на концертах ансамбля в ходе его-выступлений, приемах, банкетах, встречах. Есть полное собрание специально переведенных на русский язык для-Красноярского Ансамбля танца, статей зарубежной прессы, осветивших концертную деятельность* коллектива за рубежом. В архиве есть афиши и: буклеты* с постановками; М.С.Годенко- разных лет и в. разных коллективах:: в? Красноярском ансамбле, в Ленинградском мюзик-холле, в. армейских ансамблях, в театрах оперетты, в Северном хоре.
8. Фотографии, афиши и программки из архива солистки-вокалистки ансамбля Людмилы Михайловны Елесиной в Красноярске.