Ви є тут

Композиционно-образные и нравственно-эстетические основания творчества в подготовке китайских магистров художественного образования

Автор: 
Си Хуавэй
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
173849
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................3
Глава I. Вопросы преемственности традиций и инновации в подготовке китайских художников.................................................10
1.1. Становление и развитие профессиональной школы подготовки
художников в Китае (ХП-ХХ вв.).................................11
1.2. О подготовке китайских магистрантов-художников на факультете изобразительного искусства Герценовского университета..........27
Глава II. Философско-эстетические учения Китая в теоретической подготовке китайских магистрантов..............................47
2.1. Элементы философско-эстетических учений Китая в теоретической подготовке «магистра-исследователя искусства»..................50
2.2. Вопросы теории китайского традиционного изобразительного творчества в подготовке «магистра-художника»...................78
Глава III. Научно-творческая подготовка китайских магистрантов к выполнению магистерских диссертаций и дипломных художественных работ..........................................105
3.1. Взаимосвязь искусства и науки в диссертации и дипломной работе магистрантов..................................................107
3.2. Вопросы теоретико-методической подготовки китайских магистрантов к выполнению диссертации по направлению «магистр - исследователь искусства»..........................................................124
3.3. Из опыта научно - творческой подготовки китайских магистрантов к выполнению дипломной работы по направлению «магистр-художник»............................................135
Заключение........................................................154
Литература........................................................157
2
Введение.
Диссертация посвящена исследованию вопросов изобразительного искусства, берущих начало в древнекитайских философских учениях и трактатах художников, с последующим их приложением в теоретикометодической подготовке китайских магистров художественного образования.
Актуальность исследования
Возродившийся^ обмен культур между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой обусловил стремление китайских студентов получать магистерское художественное образование в российских вузах, в частности, на факультете изобразительного искусства Герценовского университета. Особенности художественного мышления китайских, магистрантов обязывают высшую художественную школу искать новые, дополнительно теоретико-методические подходы к обучению китайского контингента, в соответствии со своеобразием его менталитета. Теоретические разработки, необходимые для решения подобного рода задач, в настоящее время отсутствуют. Все увеличивающийся контингент китайских. магистрантов в художественных вузах делает такие исследования чрезвычайно необходимыми. Именно востребованность темы диссертации стала побудительным мотивом для проведения данного1 исследования.
Китайские молодые художники-магистранты воспитаны прежде всего на традиционном изобразительном искусстве, которое своими корнями уходит в древнекитайскую философию, её нравственно-эстетические устои, а также художественные принципы, создания произведений, разработанные великими китайскими живописцами и каллиграфами. Эти сведения ещё не нашли должного распространения в теории живописи маслом, которая изучается в российских художественных вузах, и в. которой совершенствуются китайские магистранты и художники. В данной диссертации подобные вопросы даются по возможности полные ответы. Тем
3
на фоне различных декораций. Востребованность, и популярность декораций различного характера была настолько велика, что в учебный план ввели дисциплину декоративная живопись. Основанные Чжо Сиань заочные институты получили признание, но не имели широкого распространения.
Помимо декорационный и традиционной китайской живописи в частных институтах, обучали каллиграфии, скульптуре, резьбе' по дереву. Дополнительно там работали такими материалами, как уголь, сепия, свинцовый карандаш и другие техники, которые были необычными для Китая, но получившие впоследствии популярность среди художников.
Вслед за Чжо Сиань открывается другой частный институт, основанный Ву Шгуан, Ван Ячень, Дин Су, ректором которого становится Лю Хэсу. Основная задача этого учебного заведения состояла в сохранении и развитии национальной китайской культуры и изучении западноевропейской масляной живописи.
В 1922 году основан. Сучжоуский художественный институт. Янь Вэнлян, после окончания обучения в Париже в 1931 году возвращается в свой родной город и становится ректором этого института. С началом его работы в-качестве ректора, происходят значительные изменения в. учебном процессе, введена научно-обоснованная методика преподавания многих дисциплин. Привезены были гипсы и слепки с античных фигур. Преподаватели многое заимствовали из лучших традиций реалистической европейской школы разных стран. Несмотря на то, что во многих странах Европы уже активно выставлялись художники разных направлений- и течений, в Китае в государственных и частных учебных заведениях ведущем оставалось реалистическое искусство. Сучжоуский художественный институт становится одним из самых известных вузов1 Китая.
Один за другим открываются художественные институты и университеты в Шанхае, Нансине, Вучане, Зинане, Чанмине, Уси, Сючжоу. В этих институтах впервые были систематизированы:- порядок преподавания
16
дисциплин, продолжительность учебного времени, формы отчетности и многое другое.
15 апреля 1919 году по инициативе министерства просвещения создается в Пекине высший художественный институт, который в последствии реорганизовали в Центральную Академию Художеств. Там было три факультета: китайская живопись, западноевропейская-живопись и декоративно-прикладное искусство. Впервые была начата подготовка бакалавров с присуждением академической степени “бакалавр”. Здесь работали многие, ныне известные художники-педагоги.
В 1922 году создается государственный художественный институт на юге Китая в Гуанчжоу, который впоследствии становится «кузницей» кадров для этого региона и всего запада.
В 1927 году открывается Академия в Нансине, затем, — в Ханчжоу, где работали 30 преподавателей и обучалось более 70 студентов. В Академии читались публичные лекции, развивались идеи свободомыслия, решались вопросы дальнейшего развития культуры и искусства. Главным лозунгом являлось знакомство* и распространение западного новейшего искусства. Весь период обучения длился 5 лет. 2 года учились на подготовительном факультете и 3 года в бакалавриате. Для преподавания были привлечены иностранные специалисты, в том числе и русские.
В начале- XX века проводятся научные исследования в различных областях искусства. Издается журнал “Искусство рисования”, где публикуются статьи по различным художественным проблемам. Выходит в свет ежемесячный журнал “Мир искусства”, где освещались- текущие выставки. С 1927 года по 1937 год было опубликовано свыше 100 номеров журнала «Мир искусства» (“Ху шэ”). В Пекине впервые создается перечень требований к преподавателям и соответствующие категории, по которым они работали и могли продвигаться вверх по служебной лестнице.
Известный в Китае просветитель, искусствовед и художник Лу Синь, будучи на посту руководителя в министерстве просвещения, получивший
17