2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________5
I *
Глава I. ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАФИКА
Часть 1.
РИСУНОК ПРИКАМЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА________________________44
1.1. К истории развития отечественного рисунка второй половины XX века
1.2. Рисунок Западного Урала 1950-х - 1960-х годов [прим. 1]
1.3. Рисунок Западного Урала 1970-х - 1990-х годов
Часть 2.
АКВАРЕЛЬ ПРИКАМЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА_______________________74
2.1. К истории развития отечественной акварели второй половины XX века
2.2. Акварель Западного Урала 1950-х - первой половины 1970-х годов
2.3. Акварель Западного Урала второй половины 1970-х- 1990-х годов
Часть 3.
ПАСТЕЛЬ. СМЕШАННЫЕ И АВТОРСКИЕ ТЕХНИКИ В ОРГИНАЛЫЮЙ ГРАФИКЕ ПРИКАМЬЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 104
3
Глава П. ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА (ГРАВЮРА)
Часть 1.
ОФОРТ ПРИКАМЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА_________________________ИЗ
1.1. К истории развития отечественного офорта второй половины XX века
1.2. Офорт Западного Урала 1950-х - первой половины 1970-х годов
1.3. Офорт Западного Урала второй половины 1970-х - 1990-х годов
Часть 2.
ЛИНОГРАВЮРА ПРИКАМЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА__________________130
2.1. К истории развития отечественной лино1равюры второй половины XX века
2.2. Линогравюра Западного Урала 1950 - 1990-х годов
Часть 3.
НОВЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ГРАВЮРЫ В ГРАФИКЕ ПРИКАМЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА____________________143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
ПРИМЕЧАНИЯ
163
24
жанровых произведений, произведений в которых развивается тема труда (Ю.Пименов, В.Ветрогонский, В.Цигаля). Критике подвергаются работы лишенные нот гражданственности (в частности, литографии А.Ведерникова).
Графики 1950-х годов касается также АЛО.Нурок в книге «Мастера советской станковой графики» (1962)/'’ Автор стремится выделить тенденции графики этого периода.
Проблемам эстампа второй половины 1950-х — первой половины 1960-х годов посвящена книга Г.К.Леонтьевой «Дорогой поиска»/5 Автор пытается выявить ведущие течения в искусстве современного эстампа, отмечает наиболее значимых художников, работающих в тиражной графике. По мнению Г.К.Леонтьевой особенно значимы для содержания искусства этого периода, и эстампа в частности, осознание художником собственной гражданской миссии, умение увидеть «поэзию повседневного». Также «сквозной» темой книги становится проблема разности систем видения; автор неоднократно подвергает критике натурализм и «литературщину»/6
Значительную работу по обобщению тенденций регионального изобразительного искусства 1960-х годов сделал Ю.Нехорошев в книге «Десять
ЛЯ
зональных» (1967 год). Критик отмечает активность региональных художественных школ, значительное число участников, их следование ведущим тенденциям советского искусства. Но также Ю.Нехорошев отмечает и негативные черты: отсутствие самобытности, «клиширование» тематики, в частности современной трудовой темы. Сходные проблемы поднимаются и в других статьях
34 Нурок А.Ю. Мастера советской станковой графики. - М.: Изд. АХ СССР, 1962
35 Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М.-Л.: Искусство, 1965
36 В обращении к этой проблеме, в собственно формулировке, отражается время - начало 1960-х. Годы, когда обобщение в теме произведения, мотиве, типаже, и, что существенно, в средствах художественного выражения образа, становиться в своем роде «знаком качества» произведения. И в позиции Г.К.Леонтьевой присутствует (достаточно распространенная в 1960-х!) критика искусства предыдущего десятилетия.
^ Нехорошее Ю.И. Десять зональных выставок. - Л., 1967
25
Ю.Нехорошева.38
В статье Л.Шатовой «Графика сегодня» (1969 год) проводится анализ состояния графики по произведениям графического отдела всесоюзной юбилейной выставки, посвященной 50-летию комсомола.39 Из региональных художественных школ автор отдельно выделяет латвийских графиков (А.Дсмбо, И.Хельмуте, С.Шегельман, Г.Гига и др.). В рамках этого обзора, критик отмечает углубление содержания произведений: работая в рамках прежних тем (этапы истории, аспекты современной жизни) художник идет к постижению глубинных процессов жизни. В качестве наиболее удачных художественных решений автор выделяет произведения, обладающие большой долей лаконизма, обобщения, наполненные контрастом масштабов и ракурсов. Вместе с тем Л.Шатова отмечает спад недавнего увлечения линогравюрой и увеличение числа офортов и литографий, что соответственно влечет усложнение художественного языка эстампа. Как намечающуюся тенденцию автор выделяет усложнение художественного образа графических произведений за счет ассоциативности мышления, усиление символичности и метафоричности.
1970-е годы в искусстве, и, соответственно, критике знаменуются всплеском интереса к проблемам станкового рисунка. На страницах периодических изданий появляются статьи искусствоведов и самих художников о проблемах рисунка, специфике художественных средств в рисунке, размышления о путях развития данного вида графики.
В статье В.Герценберг «Рисунок сегодня - какой он?» (1973 год) сделана попытка структурировать проблему современного рисунка.40 В данной статье автор пытается осмыслить место и роль рисунка в структуре видов искусства,
Нехорошее Ю.И. Поэзия жизни - правда искусства. / Ст. разных лет. — Л.: Художник РСФСР, 1977
39 Шатова Л. Графика сегодня. - Творчество. - 1969. - №3. - С. 4-7
40 Герценберг В. Рисунок сегодня - какой он? - Художник. - 1073. - №1. - С. 33-37
- Київ+380960830922