3.1.2. Корейский Национальный Университет Искусств (КНУИ)..........118
3.2. Балетное образование, предоставляемое средними учебными заведениями. Процесс обучения в школе искусств Сонхва..........123
3.3. Балетные школы, предоставляющие факультативное образование 126
3.3.1. Школа балета, организованная на базе КНУ И..................126
3.3.2. Академия балета под патронажем Академии Русского балета
имени А.Я. Вагановой (АРБ)...................................131
3.3.3. Школа балета, организованная на базе компании
Национальный Балет Кореи.....................................133
3.4. Адаптивный подход к системе А .Я. Вагановой для корейских учащихся н его апробация.......................................134
3.5. Сценическая практика студентов КНУ И (на примере балета
Ким Сонхи «Песня Русалочки»)...................................138
3.6. Балетное образование корейских артистов в России..............145
Выводы по главе III................................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................154
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................161
Литература на русском языке........................................161
Литература на корейском языке......................................168
Литература на английском языке.....................................169
Периодика на русском языке.........................................169
Периодика на корейском языке.......................................171
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ БАЛЕТА НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАНЦОВЩИКОВ КОРЕИ (НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ) 17
1.1. Роль российского балетного театра в процессе эволюции
балета в Корее................................................17
1.2. Компании Национальный Балет Кореи и Юнивёрсал: история создания, репертуар, персоналии, влияние творчества
Ю. Григоровича и О. Виноградова на развитие коллективов.......24
1.3. Синтез русских и корейских исполнительских традиций
на балетной сцене Южной Кореи.................................29
1.4. Интерпретация балета Ю. Григоровича «Спартак» на сцене Кореи 41
1.5. Партия Одетгы-Одиллии в исполнении российских
и корейских балерин...........................................57
Выводы по главе 1.................................................68
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИИ В КОРЕЕ. БАЛЕТЫ НА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕМЫ.....................................70
2.1. Создание спектаклей на национальные темы в период
становления балетного театра..................................70
2.2. Проявление мотивов национальной культуры в балете
«Любовь Чхун Хян».............................................75
2.3. Система образов в балете «Огонь Чжи Гви».....................82
2.4. Балет «Свадебка» И. Стравинского в постановке
Брониславы Нижинской и Кима Гын Су............................89
2.5. Особенности танцевального языка в балете «Сим Чхон».
Редакция О. Виноградова.......................................95
2.6. Балет 1М. Фокина «Испытание любви» на французской
и корейской сценах...........................................103
Выводы по главе II...............................................109
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БАЛЕТНОГО
БРАЗОВАНИЯ В КОРЕЕ...................................114
3.1. Балетное образование, предоставляемое высшими учебными заведениями.................................................115
3.1.1. Частный университет Согён.................................115
2
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в ряде авторских публикаций в российских и корейских изданиях. Научно-практические результаты были изложены в докладе на Всероссийской конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (30 января 2009 года). Автор, будучи на протяжении семи лет преподавателем университета Согён (Сеул) и педагогом балетной школы 1 Іационального Университета Искусств (Сеул), активно использует результаты данного исследования в своей практической деятельности.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и библиографии (246 наименований на русском, английском и корейском языках). Общий объём диссертации 172 страницы.
16
Глава I. ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ШКОЛЫ БАЛЕТА НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ТАНЦОВЩИКОВ КОРЕИ (НА ПРИМЕРЕ КЛАССИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЕЙ).
1.1. Роль российского балетного театра в процессе эволюции балета в Корее.
Знакомство Кореи с европейским танцем и, прежде всего, с танцем модерн началось в конце 20-х годов ХХ-го века. Первое представление о классическом танце корейские зрители получили благодаря творчеству японского танцовщика Иссии Баку (корейское имя Сэк Ён Хан), работавшего в Корее с 1926 года. В 1922-25 гг. он гастролировал в Европе и учился у итальянского педагога Джованни Витторио Росси и немецкой танцовщицы и хореографа Мари Вигман. И. Баку соединял традиции европейского и восточного танца, включая в свои постановки элементы классического и, в большей мере, приёмы танца модерн. В концерты, состоявшиеся в Корее, были включены разножанровые номера. Большая часть из них представляла сольные композиции на европейскую музыку. Например, «Остров мёртвых» на музыку. С. Рахманинова, «В гору» на музыку Э. Грига, «Ужас» на музыку Р. Шумана, «Колыбельная» на музыку Й. Брамса, «На голубом Дунае» на музыку Й. Штрауса. Это были номера, содержащие определённый сюжет, и часто сочетали хореографию с пантомимой. В одной из программ И. Баку представил зрителям фрагменты русского танца. Работа на сцене подвигла танцовщика к написанию книги «Основы Нового танца». У него появляются корейские ученики, такие как Цой Сын Хи и Чхе Тхэк Вон, в дальнейшем возглавившие движение «Новый танец». Оно ставило своей целью освоение европейской балетной традиции и применение её к национальному танцевальному искусству.
Некоторые корейские артисты, заинтересовавшиеся классическим танцем, уезжали учиться в Японию. Возвратившись на родину, в свои концерт-
17
- Київ+380960830922