Ви є тут

Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект

Автор: 
Бакина Светлана Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
174034
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение...................................................................3
Глава 1. Эротизм в истории хореографического искусства
1.1. Эротизм в истории культуры и искусства............................14
1. 2. Эротизм в истории хореографического искусства в контексте различных
культурных парадигм....................................................30
Глава 2. Интерпретация эротизма в хореографическом искусстве XX века
2. 1. Интерпретация эротизма в балетном театре XX века.................54
2. 2. Интерпретация эротизма в современном спортивном бальном
танце.................................................................120
Заключение...............................................................139
Библиография.............................................................144
3
Введение.
Актуальность темы.
Эротизм - сложная, многоаспектная проблема, пограничная между искусством, философией и психологией. Настоящее исследование рассматривает эротизм как художественно-эстетическую категорию. Анализ эротизма разворачивается в направлении исследования многообразия его проявления в хореографическом искусстве, где эротизм находит свое творческое осмысление и художественное отображение посредством танца.
Искусство XX века предлагает различные формы и способы интерпретации любви и эроса. Эти попытки, конструктивные или деконструктивные, скептические и догматические, символические и прагматические, экзистенциалистские, фрейдистские, религиозные, структуралистские и постструктуралистские, создают новое, отличное от предыдущих эпох, понимание эротизма.
Современное хореографическое искусство находится в тесной зависимости от тех трансформаций исторического и общекультурного ландшафта, которые переживались на протяжении XX века и были вызваны поиском новой ценностно-эстетической, смысловой и технологической парадигмы. В XX столетии произошли коренные изменения в отношении к эротической культуре - важнейшей сфере бытия, сопряженной с экзистенциальными ценностями человечества: «в последние сто лет интерес к полу стал всемирным: никогда еще в искусстве, в науке, в публичной жизни он не взлетал так высоко»1. Эротизм перестал быть табуированной сферой общественной жизни, возникли новые науки, новое, реалистическое просвещение. Появилась возможность действительно научного, свободного от цензуры и идеологических догм осмысления сущности и значения эротизма в искусстве в целом, и в хореографическом искусстве - в частности.
1 Рюриков Ю. Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Философия любви. Ч. I. Тема любви в истории философии и культуры. М., 1990. С. 268.
14
Глава 1. Эротизм в истории хореографического искусства
1. 1. Эротизм в истории кулыуры и искусства
Понятие «эротизм» происходит от термина «эротика», который в свою очередь происходит от слова «егоБ» (греч.) - «половая любовь».
Как общее эмблематическое обозначение любви термин «эрос» получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве, философии и психологии (главным образом в психоанализе). Новейший философский словарь определяет эрос как 1)мифологическое олицетворение любви и сексуальности;
2)персонифицированное обозначение сексуального инстинкта (сексуального влечения), инстинкта жизни и самосохранения1.
Термином «эротика», получившим широкое распространение в русском, английском, французском языках, принято обозначать все, что относится к любовным чувствам, любви, влюбленности, добавляя при этом момент сексуальной возбужденности. Как пишет А. Макейчик в работе «Философия любви», «в современной культуре «эротика» - это многослойное понятие, вбирающее в себя антропную сексуальность, собственно любовь, постижение секса и любви, культуру пола, жанр в искусстве и народной культуре, обряды, элементы оформления быта и т. п.»2
Понятие «эротизм» является, таким образом, эквивалентом сексуальности в самом широком смысле слова, то есть сексуальности, не ограниченной только ее прямой утилитарной функцией воспроизводства.
В настоящем исследовании эротизм рассматривается как художественноэстетическая категория, поэтому его наиболее распространенное в научной литературе определение как общего названия различных проявлений полового
1 Овчарен ко В. И. Эрос И Новейший философский словарь. - Минск, 1998. - С. 850.
2 Макейчик А. А. Философия любви. - СПб., 2003. - С. 14.
15
влечения1 требует существенной корректировки. В рассматриваемом (более узком) смысле «понятие «эротика» фиксирует своеобразие антропной сексуальности, которое заключается в окультуренности (подчинении культуре, оформлении с помощью различных элементов материальной и духовной культуры) и эстетизации (соединении сексуальности с красотой, одухотворении ее содержания).
Как художественно-эстетическая категория эротизм является, прежде всего, художественным отображением эротики в искусстве. Эстетика чувственных отношений часто находит свое воплощение в литературе, поэзии, изобразительных искусствах. Существуют определенные знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность. Их восприятие ведет к особому душевному состоянию, позволяющему направить мысль и воображение зрителя в область чувственных переживаний. При этом они могут содержать эмоционально окрашенную информацию самого разного характера, так как формы и способы выражения эротизма напрямую зависят от аспектов его использования - одни и те же приемы могут создавать разный контекст в зависимости от поставленной художественной задачи.
Эротизм занимает важное место в истории культуры и искусства. Человечество всегда остро ощущало силу и власть эроса над собой. К примеру, в древней дравидской мифологии существовало понятие «анангу» - опасной, роковой внутренней силы, воплощающей, в основном, энергию сексуального начала. Это древнейшее понятие можно было бы соотнести с соматропным уровнем половой любви. Соматропный эротизм отражает существование мощного энергетического поля, сконцентрированного вокруг бессознательных эротических устремлений, и направлен, главным образом, на тело человека, преследуя целью эротический гедонизм.
1 См., например: Эротизм // Толковый словарь русского языка (Ожегов И. С., Шведова Н. Ю.). - М., 1995. - С 790.