Ви є тут

Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа)

Автор: 
Жэнь Лань Синь
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
233
Артикул:
174188
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Буддизм и традиционная китайская культура IV -ХШ вв.............18
1.1 Доктрина буд дизма и формирование буддийской иконографии.............18
1.2 Проникновение буддизма в Китай и особенности китайской буддийской иконографии 1.:..........................................................24
1.3 Строительство в Китае буддийских храмов и монастырей :............:..49
1.4 Комплекс Аджанты в Индии как модель пещерного буддийского храма 54
Глава 2. Коллекция памятников из Дуиьхуана в Государственном Эрмитаже.................................................................64
2.1 История пещерно-храмового комплекса Дуньхуан.........................64
2.2 Происхождение коллекции..............................................73
2.3 Обзор различных 1рупи пещер Дуиьхуана...............................79
2.4 Произведения искусства из Дуиьхуана различных периодов в коллекции Государственного Эрмитажа.........................................л......99
2.5 Образы «счастливых небожителей» в росписи пещер Дуиьхуана...........121
Глава 3. Роль Дуньхуаиа в искусстве сопредельных регионов...............128
3.1 Место Дуиьхуана в культуре Синьцзяна................................128
3.2 Дуньхуанское влияние в японских памятниках..........................138
Заключение..............................................................140
Словарь терминов........................................................145
Список использованной литературы........................................157
Приложение
I. Каталог памятников искусства из Дуиьхуана хранящихся в Государственном
Эрмитаже................................................................173
И. Коллекции и собрания, в которых хранятся произведения из храмовых
комплексов Дуиьхуана....................................................189
Ш. Альбом иллюстрации...................................................192
Список иллюстраций......................................................232
2_
Введение
Пещеры Могао (ил. 1-6), расположенные в районе города Дуньхуан, на протяжении веков осваивались адептами буддизма. В пещерах устраивались храмы, в них помещались скульптурные изображения Бодхисазтв, стены покрывались росписями. Много ценной утвари культового предназначения хранилось в них до тех пор, пока грабители и собиратели древностей не опустошили большинство святилищ.
Дуньхуан расположен на границе Китая и Центральной Азии, на путях "Великого шелкового пути” . В средние века Ценгральная Азия - это обширная территория небольших царств и караванных путей, лежащая между Индией и Китаем. Она сыграла весьма важную роль в развитии китайского буддизма, так как значительная часть ранних священных текстов буддизма была переведена в Ценгральную Азию. Искусство этого региона эклектично по своей природе: в нем соединились разные традиции, с одной стороны, пришедшие из Индии, в особенности из Гандхары, Парфии и Cacai гадского Ирана, а с другой - с Востока и из Китая. Превосходного качества живопись - яркое свидетельство преемственности в искусстве и уровня мастерства художников этого региона.
Несмотря на века активной торговли по Шелковому пути (ил.2-а\ по которому в Римскую империю доставляли товары из Китая, вдоль которого возникло и процветало множество городов и государств, о художественном наследии этого региона было почти ничего неизвестно вплоть до начала XX в. Дневник китайского монаха-лилигрима VII в. Сюаньцзана, в котором он дает впечатляющий отчет о своих приключениях в Центральной Азии, а также находки экспедиций и археологов, например англичанина Аурэля Стейна (Marc Aurel Stein, 1862-1943), открыли субкультуру, сохранившиеся предметы искусства которой отличаются редким художественным
з
его ум, всякое разделение между пространством и энергией в нём и вокруг него исчезло, и он стал вневременным, всеведущим осознаванием.
Все эти смысловые абстракции необходимо было перевести в зримый красочный или пластический образ. Изображения небогатой внешними событиями напряженной духовной жизни необычайно сложно, требует от художников необыкновенных творческих и провидческих усилий. Иконография Будды складывалась многими годами, совершенствовалась в мастерских многих поколений талантливых художников.
К проблеме иконографии относится также наличие у Будды нескольких ипостасей существования. Разные традиции объясняют этот процесс по-разному, но согласно высшему взгляду, Маха - Ануттара - Йога -Тантры, просветленность Будды обусловлена благословением истинной природы, проявляющая себя как Будды прошлого, настоящего и будущего. Они сконденсировали свою совершенную мудрость в обличии Сарва-Будда-Дакини, белой женщины-Будцы, и соединились с ним, и мужские и женские энергии, как и прочие противоположности, слились в единое совершенство.21 Как говорит традиция, Будда знал каждый атом своего тела, знал веб и был всем.
Вст ав с места, на когором достиг цели, Будда пересёк реку и провёл три недели под известным деревом в Бодхгайя. Там он приучал своё тело к работе с интенсивным потоком просветлённых энергии.
Первое поучение людям было дано спустя четыре недели в Оленьем Парке близ Сарнатха, деревни примерно на полпути между Дели и Калькуттой. Близлежащий город Бенарес - величайшая святыня для индуистов: они сжигают мертвецов на берегах Ганга и сбрасывают останки в реку.
Из жанровых сцен, связанных с проповедггической деятельностью Будды, у мастеров настенной росписи получила распространение сцена «Пятеро искателей истины». Это повествование о том, как к Будде пришли
21 Фань Цзинши, ЧжаоШипян. Яркий буддийский дворец, с. 56.
22
ученики. Они были не самыми прилежными из учеников. Сварливые по натуре, они поклонялись учителю, когда он практиковал крайний аскетизм, но теперь их отталкивали его лучезарная радость и здоровье. Однако, когда любопытство задело лучшие из их закостеневших представлений, они все же смогли спросить: «Почему ты так светишься? Что с тобой случилось?». Его ответ вылился в знаменитые «Четыре Благородные Истины», которые сегодня несколько по-разному излагаются в разных традициях. Будда, скорее всего, высказал их примерно так: «Обусловленное существование есть страдание. У страдания есть причина. У страдания есть конец, и есть пути, ведущие к этому концу».22
Буддизм научил людей быть добрыми, очищать разум от плохих мыслей и намерений, терпеть боль. За все это в ином мире последователь учения будет вознагражден. Те же идеи пронизывают христианское учение.
В буддийской доктрине были заложены свойства, обеспечивавшие быстрое распространение учения за пределы страны. Одной из стран, воспринявших учение Гаутамы, был Китай.
22 Фаиь Мои. История искусство буддизма - Изд-во Пекинский университет, 2000. с. 401.
23