Ви є тут

Частное коллекционирование в художественной жизни России 1900 - 1910-х годов: петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского : опыт реконструкции

Автор: 
Серебрякова Наталья Юрьевна
Тип роботи: 
петербургские коллекции Н.Д. Ермакова и С.П. Крач
Рік: 
1900
Кількість сторінок: 
300
Артикул:
174529
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. Частное коллекционирование в художественной жизни России первых двух десятилетий XX века................................27
1.1. Коллекционирование произведений изобразительного искусства -составляющая художественной жизни общества.....................27
1.2. Частное художественное коллекционирование в России: исторический экскурс........................................................45
1.3. Петербургские частные коллекции русского искусства........66
ГЛАВА 2. Коллекция произведений русской живописи и рисунка
Н.Д. Ермакова..................................................85
2.1. Полковник Н.Д. Ермаков - «собиратель картин русской школы» 86
2.2. Особенности коллекции и реконструкция ее состава..........97
2.3. Произведения И.Е. Репина - основная часть коллекции......110
2.4. Коллекция Н.Д. Ермакова после национализации.............116
ГЛАВА 3. Коллекция этюдов, эскизов и рисунков русских художников С.П. Крачковского.............................................124
3.1. Полковник С.П. Крачковский - коллекционер художественных произведений..................................................124
3.2. Особенности формирования и расформирования коллекции, реконструкция ес состава......................................133
3.3. Коллекция С.П. Крачковского после национализации: проблемы
реконструкции.................................................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................165
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ............................................168
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................171
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Коллекция русского искусства Н.Д. Ермакова:
Каталог.......................................................202
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Коллекция русского искусства С.П. Крачковского: Каталог.......................................................271
2
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена реконструкции и исследованию петербургских коллекций русского искусства полковников русской армии
Н.Д. Ермакова и С.П. Крачковского, рассмотренных в контексте проблемы частного коллекционирования произведений изобразительного искусства как составляющей художественной жизни России 1900 - 1910-х годов, периода, когда художественное собирательство, значительно расширившись географически, охватило самые разные социальные слои населения. В это время окончательно сложился новый тип коллекционера, собирательская деятельность которого осуществлялась на основе его художественных и эстетических интересов, научных обобщений, нередко - с целыо благотворительности и популяризации изобразительного искусства, а также с учетом денежных вложений в художественные произведения. Эстетические принципы эпохи, высокий уровень развития основных видов современного русского изобразительного искусства -живописи, графики и скульптуры, а также активный художественный и антикварный рынок порождали разные мотивы собирательства. В рассматриваемый период оно являлось неотъемлемой частью художественной жизни страны и ее культурных центров. С окончанием этого периода завершился важный этап поступательного развития частного собирательства в России. Октябрьская революция 1917 года подвела черту под историей частного художественного коллекционирования дореволюционной России.
Актуальность исследования определяется необходимостью всестороннего изучения богатейшего художественного наследия, представленного в государственных и частных собраниях России. Известно, что основу фондов большинства современных художественных музеев составляют национализированные советской властью произведения искусства из разукомплектованных дореволюционных коллекций. Имена
3
т.д. Художники разных направлений работали ярко и интересно. Их произведения экспонировались на персональных, памятных, тематических, групповых выставках. Императорская Академия художеств приобретала произведения с выставок для передачи в российские музеи, любители искусства пополняли свои коллекции. Российское частное коллекционирование в этот период переживало свой наивысший подъем.
Помимо Петербурга и Москвы собирателями художественных произведений в России являлись представители самых разных регионов, на базе частных коллекций создавались музеи, устраивались выставки. Так в 1916 году в Казани прошла «Выставка живописи русских и иностранных мастеров из частных собраний»8*. Организованная Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете, она включала 200 произведений из частных коллекций Л.Л. Голицына, С.С. Толстого-Милославского, А.Н. Баратынского, А.Д. Лаврентьева, В.Д, Корсанова, Б.П. Денике и др.
Социальный состав российских коллекционеров в начале XX века был широк. Коллекционерами художественных произведений являлись император Николай II и члены императорской фамилии, государственные деятели, крупные и мелкие чиновники, аристократы, купцы, обедневшие дворяне и разночинцы: военные, инженеры, юристы, артисты, художники и т.д. Многие из них занимались активной собирательской деятельностью, приобретали произведения искусства с выставок, аукционов, в мастерских художников, в букинистических и антикварных магазинах, обменивались между собой. Коллекционеры охотно предоставляли принадлежавшие им произведения на выставки, издавали каталоги. Многие собиратели состояли в различных художественных обществах и объединениях, «теперь еще более многочисленных»8'.
яо О выставке см.: Старые годы. - 1916. - Апрель-май. - С. 134 - 136.
81 Стернин Г.Ю. Художественная жизь России 1900 - 1910-х годов. - С. 5.
29
По словам Г.Ю. Стернина, «темп и ритм художественной жизни», еще больше учащала активизация «левых» направлений в искусстве, демонстративно нарушавшая традиционные формы82. Вместе с тем в культуре и искусстве по-прежнему сильными оставались художественные традиции, повышенное внимание к историческому прошлому русской культуры, к устоявшимся эстетическим идеалам. Количество художественных выставок, специальных изданий и научных публикаций, отражавших эту сторону художественных предпочтений российских собирателей, с каждым годом все увеличивалось.
К началу XX века одинаково высокого уровня достигли прежде неравномерно развивавшееся виды изобразительного искусства: живопись, графика (в том числе книжная), скульптура, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство. Значительным явлением русской культуры стала деятельность членов художественного объединения «Мир искусства», художников, по-своему воспринимавших окружающий предметный мир. По их мнению, прекрасное должно быть не только достоянием музеев, но и частью жизни человека, оно должно окружать его в повседневности.
Эстетизация быта, характерная для начала XX века, включение в него произведений искусства во многом определяли мотивацию художественного коллекционирования того времени. Именно в начале XX века вокруг журналов «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» сгруппировались коллекционеры нового типа, чьи интересы не ограничивались одной, узкой сферой. В большей или меньшей степени коллекционерами были почти все члены художественного объединения «Мир искусства». Нельзя не согласиться с искусствоведом А.М. Эфросом, полагавшим, что «петербуржца сделал коллекционером восторженный ретроспективизм “Мира искусства”», а «его высшей манифестацией было издание “Старых годов”», иначе говоря,
82 Там же. - С. 6.
30