1
Содержание
Введение____________________________________________________________________3
Глава I. Проблема импровизации в современном иску сствознании______________12
1.1. Импровизация в современной художественной практике____________________12
1.2. Пснхо-социальные аспекты импровизационного творчества_________________21
1.3. Импровизационное творчество в русле современной эстетики______________26
1.4. К определению понятия му зыкальной импровизации_______________________31
Глава П. Традиции импровизационного исполнительства в музыкальных
культурах__________________________________________________________________48
И. 1. Импровизация в европейской музыкальной ку льту ре____________________48
II. 2. Импровизационное творчество в му зыке неевропейских культур_________62
II. 3. Импровизация в джазе и массовых жанрах_____________________________.71
Глава III. Звукоидеал джаза________________________________________________84
III. I. Проблема звукоидеала в современной музыкальной практике____________84
III. 2 Особенности звукоидеала джаза_______________________________________90
III. 2.1 Становление звукоидеала джаза_____________________________________90
III. 2.2. Особенности музыкального языка джаза_____________________________95
III. 3. Инструментарий джаза и его трактовка______________________________105
III. 3.1. Классификация инструментов джаза________________________________105
III. 3.2. Особенности трактовки инструментов в джазе______________________111
III. 4. Взаимодействие вокального и инструментального исполнительства в джазе 128
Глава IV. Взаимодействие культур в импровизационном творчестве 135
IV. 1. Общие тенденции взаимодействий европейских и восточных музыкальных
культур___________________________________________________________________135
IV. 2. Примеры взаимодействий европейских и восточных музыкальных традиций в
джазовой практике последней трети XX столетия_____________________________143
Заключение________________________________________________________________156
Список литературы_________________________________________________________158
Приложения________________________________________________________________172
Список аудиопримеров______________________________________________________172
Нотное приложение_________________________________________________________173
2
Введение
Настоящая работа посвящена феномену музыкальной импровизации. Основной материал исследования составляет джаз, своеобразие которого заключается в фактическом отсутствии привычного для академического искусства предмета анализа - зафиксированного композитором музыкального текста. Каноны джаза не предусматривают доскональной нотной фиксации, результатом творческого процесса является сам импровизационный исполнительский акт. Основным объектом анализа в джазе становится звучащий материал, требующий особых механизмов оценки и категориального аппарата, отличного от академического. В связи с этим, в исследовании применяется понятие звукоидеала - совокупности представлений о качестве звучания, его тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонационных, ладогармонических и музыкально-стилистических характеристиках. Большое внимание в диссертации уделено не только звукоидеалу джаза, но и анализу самого термина «звукоидеал», позволяющего объяснить целый круг явлений и тенденций, характерных для современной художественной практики.
В последние десятилетия импровизация вновь завоевывает место в разных сферах творческой деятельности - театре, танце, изобразительном искусстве. Особую роль импровизация получила в музыке. Уникальная по своему значению, импровизация сохраняла свою актуальность в различных культурах, имеющих многовековые профессиональные традиции бесписьменного музицирования. Прежде всего, это культуры Европы (от индивидуальных импровизаций на мелодию григорианского хорала до современных форм неоавангарда), Востока (макамат), Индии (para), Латинской Америки (танцевальная музыка), США (джаз). Важное значение импровизация заняла в массовых музыкальных жанрах XX века, преодолевших географические границы и имеющих корни в каждой культуре.
Импровизации как проблеме посвящены исследования различной направленности - труды, характеризующие ее как творческий метод (К. Даль-
ствовало еще в древних языческих культурах, основанных на философии «единства с природой».
Импровизация в танце может быть тематической, стилистической, импровизацией на форму, взаимоотношения, проблему, роль, ассоциацией на музыку, ситуацию, образ и т.д. А. Рубаненко рассматривает спонтанный танец как один из видов импровизации, ограниченный зоной внутреннего пространства человека, его сиюминутным импульсом выражения, в котором важнее всего качество раскрытия, искренность выхода. «Спонтанный танец -это и есть «живая импровизация», в которую включены в разной степени сознание, чувства и тело, возможность свободного выражения через творческое движение, которое, как действие, рождается из внутреннего побуждения на ассоциацию восприятий» (170: 21). А. Рубаненко видит в этом триединство тело-мышления, тело-чувствования и тело-реагирования, разбивать которые нет смысла, так как все эти составляющие представляют не просто общность, но единство телесно рефлексирующего человека, а разделение их носит сугубо аналитический характер. А Рубаненко акцентирует внимание на импровизации как важной составляющей в постановках хореографического модерна, как в современных, так и в пору его возникновения в начале XX века*. В танцевальной практике в целом в настоящее время сложились два основных подхода к импровизации. Первый предполагает импровизацию для личного или хореографического исследования и трактуется как часть обучения или терапии; второй, присутствующий в выступлениях - как концертносценическую форму.
Танцевальная импровизация как исследовательская проблема актуализируется в начале XX века. Среди множества течений, повлиявших на развитие дискуссии о ней - развитие гимнастики Ф. Дельсарта, философия Д. Дьюи и эксперименты основателей танца модерн. В танцевальной импрови-
* Яркие примеры - деятельность Ф.Дельсарта, А.Дункан, С.Волконского, Е. Рабенек, Ж.Далькроза, Р. фон Лабана, М.Вигман, К. Йосса, М. Грэхем, Б. Ларсон, М.Лекса, Г.Падилла, Ж.Декру, М. Каненгема, школы Денишоун и др.
18
зации видели творческое выражение, студентам давались задания на образ или сюжет для практики использование пространства, времени, динамики движения-остановки, прыжков-падений и т. д. Такой метод обучения, в отличие от имитационного, позволял получить личный опыт творчества.
В 20-30-е годы прошлого века появляются первые профессиональные студии нового танцевального направления «модерн», и, импровизируя самостоятельно или руководя своими танцорами в поисках движений, такие хореографы, как М. Грэм, Д. Хэмфри, Ч. Вейдман видели в импровизации один из способов поиска новой лексики танца. Родоначальники модерна стремились утвердить новый танец как одну из форм искусства, находящуюся посередине между импровизацией и поставленной хореографией. А. Дункан, преподававшая импровизацию и сама импровизировавшая на сцене, также старалась отделить свое искусство как от хореографии, так и от близких к фольклору чернокожих афро-американцев форм танца, исполняемых под джазовую музыку. По мере составления основного лексического словаря танца модерн, импровизация как сценическая форма теряет свою актуальность, но как форма педагогической работы получает мощное развитие и на сегодняшний день она представлена в курсах обязательных учебных дисциплин - партнеринге и контактной импровизации, являющихся неотъемлемой частью подготовки танцоров и хореографов модерна. Контактную импровизацию можно определить как разговор двух или более человек с помощью только собственных тел, не прибегая к словам. Контактная импровизация оказала сильное влияние на индивидуальную технику танцора, придав ей большую спонтанность и свободу.
В музыкальной культуре импровизация является специфическим явлением и представляется либо как отдельный вид творчества, либо значимая часть творческого процесса. Большинство источников признаёт основной вектор рассмотрения, направленный в сторону искусства и всякой творческой деятельности в целом и содержит такие характеристики творческого
19
- Київ+380960830922