ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1.ЭТНОС, МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ, ИХ СВЯЗЬ С ФОЛЬКЛОРОМ.
1.1. Фольклор - механизм социально-культурного наследия.16
1.2. Формирование гармонии этнического и социального
посредством фольклора...................................42
1. 3. Нравственно-эстетические ценности фольклора в образе гармоничной личности современного человека..............63
ГЛАВА 2. ОПЫТ АДЕКВАТНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ
МОЛОДЁЖЬЮ ЦЕННОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА
2.1. Основные признаки и функции фольклора в ценностных ориентациях личности................................83
2.2.Фольклор как фактор социализации новых поколений России.............................................104
2.3.Практико-ориентированное воспроизведение нравственноэстетических ценностей фольклора в сознании молодёжи
России..............................................132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................158
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................169
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................184
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключена в потребности переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности, положенных в основу эстетического постижения мира. Рубеж XX -XXI веков выявил значимый для русской художественной культуры аспект переходности. Современная Россия включена в процесс раздвоения двух типов цивилизации — традиционной и либеральной. Она находится в промежуточной ситуации, ибо в ней процесс упадка традиционной культуры, хотя и зашел далеко, ценности нового, либерального типа все еще не успели восторжествовать. Нравственно-эстетические ценности
традиционной культуры всё ещё востребованы, ибо они питают дух народа. И среди них особое место принадлежит фольклору. Изучение современного состояния фольклора закономерно входит в круг проблем национальной художественной культуры, ее особенностей и путей развития. Еще в середине XIX века П. В. Киреевский писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предположение это может, в самом деле, исполниться, то в таком случае единственный
средство сообщение между собой. Вся жизнь наших предков была пронизана ритуалами, предсказаниями, обычаями, обрядами.
В. В. Розанов прав: могучие деревья вырастают из старых почв. Если в России в 20-х - начале 30-х годов XX века вульгарносоциологический подход вообще исключал признание ценности культуры прошлого, то впоследствии было предпринято немало усилий для хотя бы частичной реабилитации литературы и искусства прошлого, и особенно фольклора, как воплощающего либо демократические идеи, либо общечеловеческие ценности.
Еще славянофилы верили в особый тип русской культуры, которая должна быть построена и восстановлена на самобытной русской почве народной художественной культуры и православия. Они стремились к преобразованию и просвещению отечественной культуры. В славянофильском кружке 40-х годов XIX века объединились братья И.В. и П.В.Киреевские, Л.С.Хомяков, братья К.С. и A.C. Аксаковы, Ю.В.Самарин, A.JI. Кошелев, Д.А. Валуев и другие. Центральная тема философского творчества ранних славянофилов - обоснование своеобразия истории и культуры русского народа, имел хождение тезис о том, что русская история, русский быт, национальное самосознание, культура в целом обладают самобытными жизненными ценностями и перспективами. Высокий нравственный потенциал русской культуры, содержащийся в народной культуре, вместе с православием должен был обеспечить России и всем славянским народам ведущее место в историческом развитии. Славянофилы подняли вопросы о народе-носителе высокой художественной культуры -как движущей силе истории; о необходимости переоценки допетровской Руси; значении крестьянской общины в духовной жизни народа; самоуправлении и официально-самодержавной
Россией; преображении общественной жизни; философии как теории воспитания личности и совершенствования общества.
Идея западников и славянофилов о необходимости национальной культуры была навеяна философией Шеллинга и Гегеля. По Шеллингу, каждая народность выражает какую-либо сторону всемирной культуры человечества. Его теория затрагивала и вопрос о вкладе России в мировую культуру. Учение Гегеля об исторических и неисторических народах способствовало формированию славянофильских представлений. По Гегелю, мировой дух нашел совершеннейшее выражение в германском народе и как бы остановился у грани славянского мира, обрекая последний на подражательство и духовную зависимость. Это учение Гегеля об исторических народах и философия истории Шеллинга, навеянные духом европейского романтизма, заставили как западников, так и славянофилов, задуматься о роли и месте России в мировом сообществе. А H.A.Бердяев, оценивал славянофильство как «первую самостоятельную идеологию», как «рождение русского самосознания».
Фольклор представляет собой социальную систему организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных закрепившихся в общественной практике и сознании общественных форм деятельности. Фольклор формируется на основе этнических особенностей образа жизни народа. Мы находим общее в понимании фольклора как предмета изучения разных наук: философии, лингвистики, истории, социологии, психологии, этнологии, музыковедения, хореографии, театроведения, искусствоведения.
Для филологов фольклор важен как искусство слова. Филологическая фольклористика изучает совокупность устных художественных произведений разных жанров, созданных многими
- Київ+380960830922