Ви є тут

Художественность как многоаспектный феномен в трудах отечественных философов конца XIX-середины XX века в контексте современной художественной практики

Автор: 
Давыденко Марина Вячеславовна
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
2006
Артикул:
174771
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3-17
Глава 1 Проблема художественности в отечественной философско-эстетической мысли конца XIX-середины XX века.
1.1 Художественность как категория философско-эстетического и искусствоведческого знания 18-32
1.2 Проблема художественности в русской религиозной философской мысли конца XIX - середины XX века 33-69
1.3 Проблема художественности в марксистской философской мысли конца XIX - середины XX. 70-96 Глава 2 Концепции художественности в современном изобразительном искусстве.
2.1 Проблема художественности в контексте эстетического идеала современности. 97-112
2.2 Современные зарубежные исследователи о проблеме художественности в изобразительном искусстве 113-118
2.3 Концепции изобразительного искусства,
воплощенные в художественной практике на рубеже XX - XXI веков в контексте проблемы художественности 119-132
Заключение 133-142
Список источников и литературы 143-171
Список принятых сокращений 172
Список иллюстраций 173-174
Иллюстрации 175-192
Приложения 193-206
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие художественной культуры в XXI веке характеризуется усилением подвижности и относительности эстетических оценок в связи с возросшим значением неклассического направления в современной эстетике. Отход от традиций классического понимания искусства, размывание критериев художественности осложняет выполнение искусствоведением своей задачи -определения художественной ценности произведений искусства, что # приводит к утрате ценностной ориентации зрителя и художника в сфере художественной практики. Многообразие форм современного искусства раздвигает границы стилистического анализа, вызывает потребность в теоретическом осмыслении сущности художественности, разработке стратегий оценки художественного творчества. Особое значение это имеет для сибирского региона в силу удаленности от столичных музейных центров и памятников искусства. Исследование проблемы критериев художественности имеет, во-первых, методологическое значение для художественной критики и теории искусства, поскольку делает возможным определение инструментария художественной оценки, во-вторых, позволяет проанализировать специфику эстетического идеала современности, вне которого невозможно выявить конкретное содержание художественных критериев.
Выработка новых подходов к проблеме художественной ценности требует соотнесения принципов традиционной и новой эстетических систем. Одним из условий развития культуры является принцип преемственности, и в связи с этим обращение к философско-эстетической мысли с целью глубокого изучения подходов к проблеме художественности является обоснованным. В трудах русских философов конца XIX - середины XX веков были выражены фундаментальные подходы к раскрытию сущности художественности, а также синтезирован опыт предшествующих этапов
19
1990, С. 868]. Этимологические словари русского языка связывают происхождение слова «художественный с древнерусским «худогъ», «худогый» (искусный, умелый, знающий) [Черных П. Я, 1998, С. 359]. Таким образом, слова «художественный», «художественность», «художество» в совеем первоначальном значении тесно связаны с такими понятиями, как «мастерство», «совершенство», «умение». Определения термина «художественность» включены в справочные издания по эстетике, теории литературы, терминологические искусствоведческие издания. В словарях по эстетике и искусствоведению даются сходные определения термина «художественность» как исконного свойства искусства, степени эстетического совершенства художественного произведения, красоты в искусстве [Аполлон, 1999, С. 667,*Эстетика, 1989, С. 390]. Художественность произведения определяется тем, насколько в нем воплощаются особенности искусства как специфического вида познавательной и творчески-созидательной деятельности. Таким образом, в изданиях по эстетике и искусствоведению термин «художественность» имеет два основных значения: в первом широком смысле он означает специфическую особенность отражения действительности в 'искусстве, выраженную в понятии «художественный образ», в узком - степень качества произведения искусства [Аполлон, 1999, С. 667].
В литературоведческих изданиях подробно рассматривается комплекс терминов, связанный с аксиологией искусства (художественная ценность, художественность, художественная целостность). Художественность * трактуется здесь как сложное сочетание качеств, определяющее принадлежность плодов творческого труда к области искусства [Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001, С. 1177]. Терминологический словарь по теории литературы под редакцией 10. Б. Борева определяет художественность как специфическое качество художественного текста, зависящее от концептуальной мощи произведения,
20
мастерства исполнения и художественной выразительности образов [Борев Ю. Б., 2003, С. 515].
В новейшем словаре под редакцией И.Лисаковского, посвященном понятиям и категориям художественной культуры, дается определение художественности, синтезирующее прежние значения этого термина. Художественность понимается как специфическая особенность искусства как формы образного постижения и освоения мира, родовой признак искусства, степень реализации эстетических ценностей и красоты, определяемая рядом особых внутренних и внешних качеств, позволяющих искусственно воссозданный объект воспринимать как произведение искусства Автор констатирует, что, в силу нечеткости критериев «художественность» является одной из наиболее трудно определяемых категорий [Лисаковский И., 2002, С. 197].
Поскольку художественность как синтетическое качество
произведения искусства представляет собой сложный и многоаспектный феномен, рассмотрение ее предполагает эстетический и теоретикоискусствоведческий контексты. В формировании современного подхода к изучению категории «художественность» особое значение имеют
эстетические исследования. В эстетическом контексте художественность рассматривается в тесной связи с такими категориями, как «прекрасное», «эстетический идеал», «художественное», «эстетическая ценность»,
«художественная ценность». В научной литературе по эстетике
«художественность» трактуется как категория, относящаяся к аксиологии искусства, ценностному анализу произведений искусства [Борев Ю. Б., 1997,
С. 592].
Проблема художественности рассматривается в монографиях и статьях по теории эстетической ценности. В частности, в исследованиях М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, Я. Мукаржовского рассматривается соотношение понятий «эстетическая ценность» и «художественная ценность». По мнению Столовича, художественная ценность есть вид эстетической ценности. В