ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ В ЯНАО..................................14
1Л. Основные направления деятельности органов государственной власти по сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов в конце XX - начале XXI вв...............................14
1.2. История формирования и развития музейной сети Ямало-11снецкого автономного округа.......................................38
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ МУЗЕЕВ В СОХРАНЕНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА 60
2.1. Музейный фонд - главное хранилище этнокультурного наследия ненцев Ямала...........................................60
2.2. Презентация этнокультурного наследия ненцев.........92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.....................ИЗ
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
Опыт бурно развивающегося в последние десятилетия крупнейшего нефтегазового комплекса страны - Ямало-Ненецкого автономного округа -привлекает внимание широкого круга исследователей: экономистов, политологов, социологов, культурологов, историков. Освоение новых нефтяных и газовых месторождений неизбежно сопровождается нарушением природно-экологического равновесия, вытеснением коренных народов, ведущих кочевой образ жизни, с обжитых мест, загрязнением окружающей среды. В этих условиях сохранение историко-культурного наследия малых народов Сибири, окружающей среды, является делом государственной важности.
Музеи являются главными хранителями социальной памяти, поэтому их развитие в округе представляет особый интерес не только для ученых-музеологов. Негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности, а в ряде регионов и к катастрофическому снижению уровня жизни. Изменение традиционного хозяйственного и бытового уклада, переселение части коренных народов в более крупные населенные пункты, нарушение системы традиционного воспитания детей пагубно сказывались на сохранении этнического своеобразия.
Актуальность предпринятого исследования усиливается активным развитием молодых промышленных городов Севера Сибири, других субъектов Российской Федерации и необходимостью решения подобных задач по сохранению истории, культурных ценностей, обеспечению разумного баланса во взаимоотношениях человека и природы.
Историографические источники XX века по интересующей нас проблеме немногочисленны и направлены в основном на изучение культуры
3
долгосрочным перспективным планированием. И в марте 2000 года была утверждена постановлением Правительства РФ (№198) «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера». В соответствии с данной концепцией Правительство РФ в июле 2001 года утвердило новую федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года».
Современные концептуальные подходы к решению проблем народов Севера были законодательно оформлены в федеральных законах: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (от 30.04.1999 N 82-ФЗ), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (от 20.07.2000 N 104-ФЗ), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (от 07.05.2001 N 49-ФЗ), «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (от 29.11.2003 N 154-ФЗ).24
Таким образом, в конце XX - начале XXI века была сформирована новая государственная политика социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, учитывающая современные реалии перехода России к рыночной экономике.
Целью этой политики является формирование внутренних факторов экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом, и активное поощрение поиска новых возможностей экономического развития дотационными субъектами Российской Федерации.
24 Законы Российской Федерации: «О гарантиях нрав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (от 30.04.1999 N 82-ФЗ), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (от 20.07.2000 N 104-ФЗ), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (от 07.05.2001 N 49-ФЗ), «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (от 29.11.2003 N 154-ФЗ).
17
Достижение этой цели обеспечивается реструктуризацией экономики посредством проведения особой налоговой, финансовой и инвестиционной политики; государственным регулированием северных рынков труда; трансформацией сложившейся системы социальных гарантий и компенсаций; созданием эффективной системы социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера.
Особое место в сформированной государственной политике отводится мероприятиям по социальной поддержке аборигенных народов, которые с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают свои этнические, культурные традиции и язык.
Принимая во внимание ограниченные ресурсы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственная политика ориентируется на создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах компактного проживания.
Для решения этой задачи государство сосредоточивает усилия на создании предприятий по переработке продукции оленеводства и традиционных промыслов, продвижении продукции этих отраслей на рынки; на оказании прямой адресной помощи малообеспеченным представителям коренных народов; на формировании новой системы образования, подготовки национальных кадров, в первую очередь для занятий традиционным хозяйством, предпринимательской деятельностью, для работы на предприятиях местной промышленности и в организациях социальной сферы.
Большая роль отводится проведению мероприятий по всеобщей диспансеризации, укреплению здоровья коренных народов и совершенствованию системы здравоохранения в районах их компактного проживания.
Приоритетной задачей является решение проблемы занятости, в первую очередь, путём развития традиционных отраслей хозяйствования и предприятий по переработке их продукции. Это позволит сохранить
18
- Київ+380960830922