Ви є тут

Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера

Автор: 
Игнатов Павел Вячеславович
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
174829
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3
Глава I. Становление и формирование средств художественной выразительности на раннем этапе развитии профессии звукорежиссера в период 20-40 гг.ХХ века...............................................13
1.1 Онтологические признаки средств художественной выразительности раннего этапа развития звукорежиссуры 20-40 гг. XX века.......14
1.2 Детерминантные признаки средств художественной выразительности на раннем этапе становления звукорежиссуры 20-40 гг. XX века..28
1.3 Формирование средств художественной выразительности звукорежиссуры на первом этапе развития 20-40 гг. XX века.....31
Выводы...........................................................41
Глава II. Развитие средств художественной выразительности звукорежиссуры в период 50-70 гг. XX века............................44
2.1 Онтологические признаки средств художественной выразительности звукорежиссуры второго периода 50-70гг. Ххв..................45
2.2 Детерминантные признаки средства художественной выразительности звукорежиссуры в период 50-70 гг. Хх века....57
2.3 Творческие и эстетические задачи звукорежиссуры на втором этапе 50-70 гг. XX века............................................63
Выводы...........................................................72
Глава III. Современное состояние средств художественной выразительности звукорежиссуры (конец XX- начало XXI века)...........75
3.1 Современный технический инструментарий как онтологический признак средств художественной выразительности звукорежиссуры ....76
3.2 Детерминаптный признак средств художественной выразительности звукорежиссуры на современном этапе.........................105
2
3.3 Эстетический аспект средств художественной выразительности звукорежиссуры третьего периода (конец XX - начало XXI века) 121
Выводы............................................................135
Заключение.....................................................138
Библиография...................................................147
Приложение 1..................................................158
Приложение II
187
17
Идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Э. Берлинер (1851-1929гг.), осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок на воспроизводящее устройство, сохранившее от фонографа звуковой рупор, и названное "граммофоном”, был получен патент 26 сентября 1887г. Подробную историю звукозаписи можно найти работах [1; 5; 6; 13; 66; 79; 90;].
В 1897 г. появился граммофон, выпускавшийся в нескольких странах вплоть до второго десятилетия XX века, а затем и менее громоздкий патефон французской фирмы братьев Пате с рупором внутри. В первые годы XX века появились такие фирмы в США как «Japan Victor Company» («Джи-Ви-Си») и «Columbia Broadcasting System» («Си-Би-Эс»), европейские фирмы грамзаписи: "Граммофон" («Deutsche Gramophone Gcselschaft») в Германии, «Пате» во Франции и другие, открывшие свои филиалы в других странах, которые организовали промышленное производство грампластинок.
В 1899 году Э. Берлинер организовал в Петербурге студию грамзаписи, где в 1901 году на грампластинку впервые были записаны голоса великих певцов Ф. И. Шаяяпина и JI.B. Собинова. Производство собственных пластинок началось в России в 1910 г. на Апрелсвском заводе под Москвой. [6; 13]
Первые русскоязычные музыкальные записи были сделаны в конце позапрошлого века (1897-1898 годы) за рубежом, которые повлияли на появление в России первых граммофонов. Среди зарубежных звукогехников, сыгравших немаловажную роль для распространения в России звукозаписи можно выделить наиболее известных, таких как Фред Гейсберг, Франц Гампе и др.
Пионерами российской звукозаписи следует считать Рихарда Эрнестовича Якоба, который оборудовал в Москве первую российскую студию для записи фоноваликов, а также Ивана Васильевича Ребикова, который достиг больших успехов в деле усовершенствования процесса грамзаписи.
Студия звукозаписи начала XX века состояла из двух смежных комнат, где в одной из них находилось устройство для записи звука на восковой диск, а в другой
18
находились исполнители, вынужденные приспосабливаться к неудобным условиям звукозаписи.
Известный в начале XX века тенор петербургской Мариинской оперы А.Д. Александрович так описывал работу в студии: «Я довольно много пел для граммофона - это особая область, требующая сноровки и привычки к ней. Да и не всякий голос хорошо "ложится" в граммофон. ...Однако я не могу сказать, чтобы процесс напсвания пластинок был приятен. И без того ты нервничаешь перед рупором, а тут еще всячески мешают, делают знаки, одергивают, поправляют, двигают тебя рукою - то ближе к рупору, то дальше от него. При таких условиях пропадает всякое настроение, а иногда и желание петь. Ты все время должен кому-то подчиняться, н все у тебя выходит не так, как было бы, если бы ты пел один: свободно и без помехи» [79:66]. Опытным путем, меняя расстояние от исполнителя до прообраза микрофона - рупора, выбирая соответствующий репертуар и небольшой состав исполни гелей, а также, увеличивая количество рупоров, и, используя специальные сменные диафрагмы для различных голосов и инструментов, звукотехники отрабатывали первые технологические приемы механической звукозаписи.
Развитие отечественной и зарубежной аудиоиндустрии начала XX века привело к созданию сотен тысяч записей, представляющих историческое и культурное наследие, хранящее в себе духовный опыт культурно-исторического развития общества. К числу наиболее крупных компаний грамзаписи относятся: "Граммофон", "Якоб Рекорд", "Пате", "Сирена-Рекорд", "Колумбия", "Мет-рополь-Рекорд", "РАОГ", "Экстрафои" и др., что свидетельствует о возникновении художественных и социально-коммуникативных предпосылок для появления повой профессии звукорежиссера [79].
Следующим направлением, сыгравшим большую роль в становлении профессии звукорежиссера было создание и развитие радиовещания. В России первая радиостудия (мощностью всего 1 КВт), которая была преобразована в начале 30-х годов в «Дом Радио», открылась в 1924 году в Ленинграде. Основным средством звукозаписи были большие восковые или, более ка-