Ви є тут

Гедонистические основания художественного и научного творчества

Автор: 
Кузьмина Юлия Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
2006
Артикул:
174900
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..........................................................3
' Глава 1 Историко-философским анализ гедонизма....................17
1.1. Определение феномена гедонизма..............................17
1.2. Зарождение гедонизма. Основные элементы доктрины гедонизма в античный период.....................................22
1.3. Характер гедонизма в эпоху Возрождения и Нового времени 35
1.4. Современное состояние феномена гедонизма....................46
Глава 2. Гедонистические начала художественного и научного творчества....................................................52
2.1. Основные подходы к определению и выявлению функции
искусства..................................................52
2.2. Гедонистические основания в сфере искусства.................66
2.3. Особенности проявления гедонизма в научном творчестве.......92
Заключение......................................................116
Библиографический список........................................123
3
Введение
Актуальность темы исследования.
«Гедонизм» как понятие, имеющее отношение как к физической, так и духовной деятельности человека, заслуживает обстоятельного философского анализа, особенно в наше время, которое характеризуется чрезвычайной динамикой социокультурной жизни как в нашей стране, так и в мире в целом.
Несмотря, казалось бы, на внешнюю простоту определения «гедонизма», при более тщательном его рассмотрении, оно оказывается понятием довольно сложным, поскольку претерпело значительные трансформации в своем содержании со времени зарождения вплоть до наших дней.
Необходимость обращения, с одной стороны, к историческому анализу, а с другой - к эстетико - гносеологическому, на наш взгляд, вызвана следующими обстоятельствами.
Во-первых, гедонизм как понятие и как объективное социальное явление приобрел множество новых характеристик в процессе исторического развития, которые, несомненно, отразились на содержании данного понятия, гак что историко-философский анализ гедонизма оказывается совершенно необходимым для его комплексного и всестороннего понимания.
Во-вторых, в духовной культуре человечества достаточно давно бытует извращенное представление, что понятием «гедонизм» обозначается исключительно личностное, потребительское отношение к жизни, стремление к максимальному чувственному наслаждению, не
творца в жизни своего произведения, его героев, событий. Без процесса «соучастия» невозможно ни художественное, ни научное творчество.
2.При анализе гедонизма необходимо различать понятия удовольствия и наслаждения. Употребление значения слова «удовольствие» уместно в отношении простых переживаний, и наоборот, наслаждение - переживание во много раз сложнее обычного удовольствия, насыщеннее, и представляет собой органичное сочетание духовных, интеллектуальных и физических переживаний.
3. Историко-философский анализ гедонизма выявил, что гедонизм как понятие всецело связанное с природой человека, претерпела значительные трансформации с момента своего зарождения до наших дней. В каждой исторической эпохе, в трактовке различных философов гедонизм приобретает новую окраску, свойства и характеристики.
4.Существует тесная связь между художественным и научным творчеством. Научное творчество, также как и искусство, имеет свои гедонистические основания: образное начало, особенности выражения материала (иллюстрации, чертежи, формулировки и т.п.). Взаимное дополнение научного и художественного творчества позволяет не просто болсс всесторонне познать предмет исследования, но и насладиться этим процессом. Познание - это страстное искание истины, связанное с преодолением трудностей. Оно всегда связано с чувством удовлетворения при успешном исходе и чувством неудовольствия при неудачной умственной деятельности.
5.В искусстве важно не только наслаждение собственным творчеством художника, но также и наслаждение «потребителя» этого произведения искусства, которое складывается из многих компонентов: красивой формы, глубокого содержания,
подготовленности зрителя.
Научна» новизна исследования заключается в следующем
1.Проведенное исследование показало, что любая форма творчества, в том числе и искусство, и наука, имеют под собой некое гедонистическое основание, которое выражается в яркой эмоциональной окраске результатов творческой деятельности.
2. Определены основные составляющие гедонизма. Обнаружены и установлены различия между понятиями «удовольствие» и «наслаждение».
3.Доказано, что в гедонизме выражено важное познавательное начало.
4.Выявлено, что присутствие гедонизма в познавательном процессе не только не мешает достижению истинных знаний, но наоборот способствует этому процессу, т.к. гедонизм является важным мотивационным фактором в научном творчестве.
5.Установлено, что в искусстве наиболее ярко выражено гедонистическое начало. При лом чувство эстетического наслаждения испытывает не только зритель, читатель, но и сам автор художественного произведения.
Теоретическая значимость исследован и» заключается в том, что изложенный в диссертационном исследовании материал представляет ценность для расширения теоретического поля философской науки. Обращение к познавательной стороне гедонизма стимулирует интерес к