ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3-17
Глава I. Романтизм как направление в изобразительном искусстве. 18-47
1.1. Понятие «романтизм»....................................18-24
1.1. Периодизация романтизма и ее обоснование...............24-27
1.2. Типология романтизма в России..........................27-35
1.3. Понятие «русский романтический пейзаж».................3 5-47
Глава II. Формирование особенностей русского романтического
пейзажа...........................................................48-99
2.1. Причины возникновения романтизма в Европе и России 48-54
2.2. У истоков русского романтического пейзажа....................54-75
2.3. Выдающиеся пейзажисты XIX века и их романтический
метод.............................................................75-86
2.4. Признаки романтизма в ключевых произведениях русского
романтического пейзажа................................................86-99
Глава III. Романтический пейзаж в музеях и частных собраниях Западной Сибири и Алтая.............................................100-125
3.1. Пейзажная живопись в постоянных экспозициях музеев
Новосибирска, Барнаула и периодические выставки романтической направленности......................................................100-102
3.2. Формально-стилистический анализ произведений Ю.Ю. Клевера «Лунная ночь» и Н.П. Химоны «Отшельник на ступенях храма» 102-125
Заключение......................................................126-131
Список использованных источников и литературы...................132-147
Список принятых сокращений..........................................148
Приложение № 1...............................................149-172
Приложение № 2...............................................173-178
Иллюстрации.....................................................179-208
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Романтизм как направление в изобразительном искусстве начал привлекать внимание с первых десятилетий XIX века. Для России это было сложное, переходное время. Переломные процессы, свершающиеся в государстве, нашли отражение в новом художественном течении, охватившем всю страну. Политическая ситуация менялась, но романтическое искусство продолжало удовлетворять духовные потребности общества, становилось отзвуком душевных его переживаний.
Вопросы романтизма всегда активно обсуждались историками, культурологами и искусствоведами. В зарубежной и отечественной историографии на протяжении Х1Х-ХХ веков наблюдался пристальный интерес к проблемам романтизма. Но, несмотря на то, что европейский и русский романтизм - хорошо изученные явления, за пределами внимания авторов остаются некоторые его области. Среди них целесообразно выделить и пейзажное искусство, обладающее способностью отражения окружающей действительности, всегда являющееся отзвуком тех настроений, которые преобладают в сознании людей в различные периоды их жизни. Если специальные работы о романтизме в изобразительном искусстве многочисленны, то романтический пейзаж, его принципы практически остаются за пределами внимания авторов. В связи с этим обращение к исследованию романтизма в русском пейзаже представляется актуальным.
Романтическое восприятие мира сохраняется и в наше время. В век рационализма и прагматизма современное общество как никогда нуждается в передаче эмоциональных состояний, выраженных средствами романтического метода. И романтический пейзаж как никогда способствует этому. Современная российская культура развивается в условиях переходного времени, переживает трудности, поэтому остро
19
народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством понимали искусство средневековья (сначала), включая Возрождение, не выделившееся в особую эпоху. Современное название «роман» - драма для чтения, чаще любительская история, композиция и стиль которой отклоняются от классицистических правил. Отсюда же происходит и слово романс. С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие романтики шире понятия романтизма.
Хорошо известно высказывание В.Г. Белинского, который в слове «романтизм» видел прежде всего романтику. Сущность романтического настроения выясняется им в статьях о A.C. Пушкине. «В теснейшем и существеннейшем своем значении, говорит В.Г. Белинский, - романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник романтизма: чувство, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек - романтик. Исключение остается только за эгоистами, которые кроме себя никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственною неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о романтизме» [Белинский В.Г., 1955, С. 145-146]. При таком широком определении романтизма В.Г Белинский вполне естественно находил его во всех странах, во все периоды развития мировой литературы, так как «человек по натуре своей всегда был, есть и будет один и тот же. Романтизм есть и на Востоке, мифы которого - самое верное свидетельство...» [Белинский В.Г., 1955, С. 145-146].
В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконечности мира, времени и пространства. Романтическое сознание - непременное свойство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное,
20
субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного, таинственного. Па протяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных действиях, в том числе и в художественной деятельности.
Романтика является основой романтизма в искусстве, романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойственен искусству вообще и является неотъемлемой основой художественного сознания.
Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного творчества, романтизм не только противостоит классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтиками классицизма: А. Мантенья, II. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический классицизм». Романтизм и классицизм все время «шли рядом» и только во Франции в начале XIX века их пути стали расходиться. Поэтому в конкретно-историческом смысле, под романтизмом чаще понимают определенное художественное направление конца XVIII - начала XIX столетий, сторонники которого сознательно программно противопоставляли свое творчество классицизму XVII и второй половины XVIII веков. Многие считают, что романтизм, как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще в середине XVIII века под влиянием эстетики классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х годах новаторство живописной техники Т. Гейнсборо положило начало течению «питтореск» или «пикчуреск» (англ. picturesgue - живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тернер. Английский пейзаж, как и
- Київ+380960830922