Ви є тут

Историческое развитие ритма как образно-композиционного средства в живописи

Автор: 
Ларькова Надежда Леонидовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата исторических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
152
Артикул:
174910
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Ритм как свойство материальной и художественной действительности...........................................................16
1.1 Художественное пространство и время - отражение реального пространственно-временного континуума...............................16
1.2 Ритм в аспекте его функционирования в художественном пространстве-времени.............................................................28
1.3 Художественный ритм в образно-композиционных аспектах
живописи............................................................43
Глава 2. Историческое развитие ритма как образно-композиционного Средства в живописи...........................................53
2.1 Ритм средневековой живописи.....................................53
2.2 Ритм в живописи Возрождения как основе реалистической живописи......................................................66
2.3 Ритм в романтической живописи...................................78
Глава 3. Ритм в живописи конца Х1Х-ХХ вв............................89
3.1 Ритм в живописи символизма как основной модернистской тенденции...........................................................89
3.2 Ритм в беспредметной живописи..................................102
Заключение........................................................117
Принятые сокращения...............................................121
Список источников и литературы....................................122
Список иллюстраций................................................133
Иллюстрации.......................................................134
Приложения........................................................135
15
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (список использованной отечественной и зарубежной литературы 165 названий), иллюстраций и приложений.
В первой главе диссертации излагаются теоретико-методологические основы, нацеленные на решение философско-искусствоведческих вопросов ритма, очерченных темой исследования.
Во второй главе предпринимается анализ особенностей ритма в живописи Средневековья, Возрождения, а также ритмических характеристик реалистической живописи в целом.
Третья глава посвящена раскрытию ритмических закономерностей в
живописи ХХвека.
16
Глава 1.
Ритм как свойство материальной и художественной действительности
1.1 Художественное пространство и время - отражение реального пространственно-временного континуума
В данной главе автор ставил задачи: исследовать универсальность ритмических процессов пространственно-временного континуума материального мира, раскрыть аспекты их влияния на сущность художественного ритма с точки зрения его функционирования в художественном пространстве-времени; выявить специфику живописного ритма в аспекте его претворения живописными композиционными средствами.
Категория ритма является одной из древнейших в философии. Во многих концепциях прошлого ритм рассматривался в качестве одного из универсальных структурных принципов объекта как природного, так и созданного руками человека, на что указывает Е.В. Волкова [27].
Уникальностью этого явления объясняется тот факт, что в работах античных мыслителей ритмизированное развитие, динамика считалась свойством всего окружающего мира, космоса в целом, подчиняющим себе и человека, и чаще всего упоминалось именно в этом контексте. В частности, решающую роль музыкальных мелодий и ритмов в пифагорейском учении эстетического воспитания, а также у Аристотеля упоминает М.Ф. Овсянников [94].
Аспект постоянной обновляемости движения в его целостном функционировании проявляется в высказываниях Гераклита [81]. В частности, этот мыслитель, которого с полным правом можно назвать «философом мирового ритма» выразил свое основное положение: «все течет», в противопоставить «философу мировой гармонии» Пифагору. Оба философа выражают свое мировоззрение, используя понятия двух основных частей теории музыки, но Пифагор обращается к учению об устойчивых