Ви є тут

Жанровая типология инструментальной музыки обрядовой культуры тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока России

Автор: 
Мезенцева Светлана Владимировна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
174949
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................4
Глава 1. Музыкальный инструментарий тунгусо-маньчжуров.............21
1.1. Идиофоны......................................................32
1.2. Мембранофоны..................................................50
1.3. Хордофоны.....................................................62
1.4. Аэрофоны......................................................67
1.5. Традиционные музыкальные инструменты тунгусо-маньчжуров в современной фольклорной практике...................................74
Глава 2. Стилевая специфика инструментального интонирования в обрядовой практике тунгусо-маньчжуров и проблемы жанровой типологии..........................................................92
2.1. Музыкально-стилевые особенности шаманского обряда.............98
2.2. Музыкально-стилевые особенности медвежьего праздника.........113
2.3. Музыкально-стилевые особенности культа близнецов.............119
2.4. Музыкально-стилевые особенности похоронно-поминального интонирования на монохорде........................................121
Заключение.........................................................128
Список использованной литературы и источников....................134
Приложения.........................................................155
Приложение I. Принятые в работе сокращения........................156
Приложение 2. Список информантов..................................157
Приложение 3. Размещение тунгусо-маньчжурских народов по территориям преимущественного проживания коренных малочисленных народов на 2002 г.................................................159
Приложение 4. Аудио-и видеография.................................161
Приложение 5. Фотографии инструментов.............................164
Приложение 6. Нотные примеры......................................174
18
Во второй главе «Стилевая специфика инструментального интонирования в обрядовой практике тунгусо-маньчжуров и проблемы жанровой типологии» автор рассматривает специфику обрядовой культуры тунгусо-маньчжуров Дальнего Востока России, анализирует типы интонирования и особенности функционирования музыкальных инструментов в обрядовой практике.
В работе анализируются жанры инструментальной музыки, которые являются структурными компонентами следующих обрядов тунгусо-маньчжуров:
1. Шаманских (с использованием бубна, пояса с металлическими трубоконусными подвесками, бубенчиков, колокольчиков и т.п.);
2. Медвежьего праздника с интонированием на звуковом бревне, воспроизведением ритмов посохом о землю во время пения «таежной женщины», танцами с погремушками из рыбьей кожи;
3. Обрядов, связанных с культом близнецов (у ульчей) с интонированием на звуковом бревне, ударами палками-посохами о землю;
4. Похоронной обрядности, связанной с интонированием на монохорде у нанайцев и ульчей.
Автор разрабатывает жанровую типологию инструментальной музыки тунгусо-маньчжурских народов, выявляя наличие устойчивых ритмических и ритмомелодических формул-моделей, лежащих в основе развития. Среди обрядовых инструментальных жанров отчетливо выделяются наигрыши двух структурных типов, которые мы предлагаем условно обозначить как:
I. Стабильные, моноформульные;
II. Нестабильные, полиформульные.
К первому типу инструментальных обрядовых жанров со «стабильной, моноформульной» структурой мы относим корпус музыкальных «текстов» медвежьего праздника, культа близнецов, а также инструментальные
19
наигрыши на монохорде. В них автор выделяет ритмомелодические модели, на основе которых рождается множество «конкретных реализаций».
Ко второму типу жанров с «нестабильной, полиформульной» структурой (с неустойчивой ритмической или мелодической формулой либо с отсутствием формулы) мы относим корпус музыкальных текстов шаманского обряда.
В Заключении подводится общий итог исследования. Формулируются задачи и проблемы для дальнейшего изучения музыкального фольклора Дальнего Востока.
К диссертации прилагается список использованной литературы и источников, список принятых в работе сокращений, список информантов, список аудио- и видеографии, фотоматериалы автора и нотные примеры (нотные образцы различных исследователей, а также полевые материалы автора).
Диссертант благодарит доктора исторических наук, профессора Хабаровского государственного гуманитарного университета П.Я. Гонтмахера, кандидата исторических наук Т.В. Мельникову (главного хранителя Государственного музея Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова), преподавателей Хабаровского государственного колледжа искусств -кандидата искусствоведения Т.В. Лескову и преподавателя O.A. Шейкину, а также профессорско-преподавательский коллектив кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и кафедры теории и истории музыки Хабаровского государственного института искусств и культуры за ценные советы, высказанные в процессе обсуждения диссертации.
Автор признателен вдове дальневосточного композитора H.H. Менцера В.М. Менцер за возможность ознакомиться с личным архивом композитора, Л.Г. Бельды (осуществившую аудиозапись шаманских камланий в период 1983-1988 гг.) за предоставление бесценных