Ви є тут

Эволюция принципов сценического оформления в спектаклях ленинградского государственного Малого оперного театра. Художники МАЛЕГОТа. 1918-1970-е годы

Автор: 
Овэс Любовь Соломоновна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1918
Артикул:
175006
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. СЦЕНИЧЕСКИЙ МОДЕРН..................................13
ГЛАВА П. СЦЕНОГРАФИЧЕСКИЙ АВАНГАРД...........................38
ГЛАВА Ш. В ЗОНЕ СОЦРЕАЛИЗМА..................................72
ГЛАВА IV. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ...........................96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................127
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................173
2
ВВЕДЕНИЕ
Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского неоднократно являлся объектом научного интереса и кропотливого исследования. Ученых привлекало разнообразие тенденций и направлений музыкального и театрального искусства, словно бы сфокусированных в практике театра, резкие и неожиданные повороты в его судьбе, отразившие политическую, социальную, культурную динамику времени, грандиозный творческий масштаб личностей, связанных с театром совместной работой.
Опыт, накопленный театром, не миновало ни музыковедение, ни театроведение, ни даже теория театрального менеджмента. Ведь в 1920 - 1930-е годы в театре были выработаны новые принципы творческо-производствениого процесса, управления коллективом, взаимодействия со зрителем, найдена актуальная и сегодня для мирового театра модель создания спектакля.
МАЛЕГОТ1 оказался своеобразной теплицей творческих начинаний, художественным полигоном для тех, кто их инициировал. Дух эксперимента стал определяющим в 1920-х - первой половине 1930-х годов.
Коллектив создавался, и в дальнейшем, в лучшие периоды жизни театра, позиционировался как ищущий свой репертуар, свои методы работы в ином, более интимном формате, чем ГАТОБ , бывший Мариинский. Размежевание двух ведущих музыкальных коллективов города являлось постоянной заботой художественного руководства театра, органов управления культурой, любимой темой журналистики, музыкальной и театральной критики.
Огромный пласт мировой театральной музыкальной культуры был осмыслен театром. Это европейская и русская классика, музыка старой и новой
1 Малый ленинградский государственный оперный театр. Театр множество раз менял наименование: бывший Михайловский театр - в 1918 - 1919-х, Театр комической оперы - в 1920-м, Малый петроградский (ленинградский) - в 1921 - 1925 годах, Малый оперный (МАЛЕГОТ) - с 1926 года; в 1963-м он станет Малым театром оперы и балета, в 1989 году-Театром оперы и балета им. М.П. Мусоргского.
2 ГАТОБ - Государственный академический театр оперы и балета.
3
Во второй половине сезона 1922 -1923 гг. театр планировал осуществить идею режиссера Н. Н. Евреинова - постановку четырех опер: «Похищение в серале» В.-А. Моцарта и «Азура» А. Сальери, «Ифигении в Авлиде» К.-
А. Глюка и «Дидоны» Дж. Пуччини54. (Остроту репертуарным планам придавала известная сложность в отношениях композиторов.) Существенен был и тот факт, что на сцене театра уже шла опера Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Из-за отъезда за границу режиссера замысел полностью не был осуществлен. Состоялась только одна премьера - «Похищение в серале». Но само появление такой репертуарной политики в театре симптоматично.
Пятилетний юбилей был отмечен залпом статей в периодической печати. В одной из них писалось: «Малый оперный театр не имеет прошлого... Он родился и расцвел на наших глазах. Поставленный сразу же очень солидно, имея в своем распоряжении исключительного состава хор и талантливых энергичных руководителей, он с первых шагов завоевал общие симпатии».
Любопытно, что уже тогда, в дни первого юбилея, была отмечена важнейшая черта театра: его экспериментальное начало, поиски нового в репертуаре и творческом лице: «Помимо опер и оперетт, обычно входящих в репертуар любого оперного театра, в репертуаре Малого оперного встречались и относительно редко исполняемые произведения, как, например, - «Царь Плотник» - Лортцинга, «Рафаэль» - Аренского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» - Рахманинова, «Ромео и Джульетта» - Гуно, «Елка» - Ребикова, «Сын мандарина» и «Луиза» - Шарпантье»55.
Театр в самом начале пути определился в жанровой доминанте. Его сценографическое лицо яркое и декоративное, изобретательное и острое. Декоративность и броскость спровоцированы комической оперой и опереттой -жанрами, занявшими в репертуаре видное место, а также НЭПом и собственно творческими причинами - реакцией на лапидарный стиль, утверждавшийся в театрах.
54 См.: К. Предстоящий сезон (1922/1923) // Жизнь искусства. 1922. № 36. С. 5.
55 М.Д. Текущий сезон в Малом оперном театра II Еженедельник петроградских государственных академических театров. 1923. № 27.11 марта. С. 6.
24
В декорациях братьев Ушиных и ранних работах Бобышова звучала музыка «пира во время чумы». Будущий книжный график A.A. Ушин демонстрировал в оперетте Ф. Легара «Там, где жаворонок поет» (1923) весь блеск безудержного декоративизма. Свисали люстры, ламбрекены и арлекины, живописные задники и занавес из узких «лент». Стояли ширмы, дорогая мебель, вазы. В глубине сцены, разбитой на планы, находилась рама с «живыми картинами».
Это был последний и отчаянный всплеск театрального декоративизма, которому оставалось жить совсем недолго, лебединая песня распадавшейся на фрагменты мирискуснической эстетики. Душные декорации казались хрестоматией уходящего в прошлое стиля. Они выглядели театрально и избыточно и были агонией театрального «модерна», нашедшего кров под сенью брюлловского здания.
В том же году H.A. Ушин совершенно иначе оформил оперетту Ф. Легара «Ева»: на месте портальной падуги - геометрические куски рваных театральных афиш, железная винтовая лестница, oipoMiioe окно, за которым урбанистический пейзаж, фрагменты производственного интерьера.
Декорации строенные, писанный только задник: город с высоты птичьего полета - крыши, а вдали - «чертово колесо». В живописи угадываются мотивы Утрилло. Урбанистическая тема, получившая позже воплощение у
В.В. Дмитриева в «Джонни наигрывает», оказалась заявленной H.A. Утиным.
Никакого стилистического единства на сцене МАЛЕГОТА не наблюдалось.
Зря критики ругали МАЛЕГОТ за «концертность» формы спектаклей, их дивертисментность, близость ревю и кабаре. МАЛЕГОТ развивался но траектории, предопределенной эволюцией жанра. И не важно, что спустя почти пятнадцать лет, после того как сам модерн в архитектуре и изобразительном искусстве «почил в бозе». Общие механизмы его формирования и развития продолжали работать в театре.
25