Ви є тут

Зарубежный музыкальный авангард 1950-60-х годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия

Автор: 
Папенина Анастасия Николаевна
Тип роботи: 
композиционно-жанровые принципы и проблемы художе
Рік: 
1950
Артикул:
175021
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Многообразие тенденций в зарубежном музыкальном авангарде 1950-60-х годов
1.1. Понятия авангардизм - модернизм, проблема периодизации
авангардного искусства XX века.............................17
1.2. Звуковое пространство в композиторском творчестве
1950—60-х годов ..........................................29
1.3. Дармштадские каникулярные курсы - один из центров
музыкального авангарда середины XX века....................43
Глава П. Композиционно-технологические и жанровые принципы музыкального авангарда 1950-60-х годов
2.1. Сериализм.................................................47
2.2. Алеаторика v.......................................... 53
2.3. Инструментальный театр....................................63
2.4. Стохастическая музыка..............'.......................72
2.5. Техническая музыка........................................80
2.6. Сонористика ..............................................91
Глава Ш. Художественное восприятие как основа эстетической оценки произведения искусства
3.1. Эволюция исследований музыкального восприятия............103
3.2. Парадигма художественного музыкального восприятия........111
Глава IV. Художественное восприятие зарубежного музыкального авангарда 1950-60-х годов
4.1. Композиторы и критики о характере восприятия произведений
музыкального авангарда....................................130
4.2. Опыт сравнительного анализа восприятия авангардных сочинений
разными профессионально-ориентированными группами.........158
Заключение........................................................185
Список литературы................................................. 196
Приложения
1. Образец опросного листа..................................222
2. Сводные таблицы результатов семантического
дифференциала.............................................223
3. Диаграмма результатов цветового теста М. Люшера..........226
4. CD с аудиозаписью музыкального материала эксперимента
-3-
Введение
Специфичный облик XX столетия определили глобальные достижения науки и техники, мировые войны, смены общественно-политических формаций, общее ускорение темпа жизни. Характерный феномен века -научно-технический прогресс, уникальное явление в истории цивилизации, представляющее собой лавинообразный процесс развития знаний, активное совершенствование на их основе современной техники и технологий, сопровождающееся материалистическими тенденциями в мировоззрении.
Все эти явления не могли не наложить свой отпечаток на развитие культуры XX века. Она настолько принципиально отличается от культур предшествующих веков, что это дало возможность целому ряду исследователей выдвинуть гипотезу о начале новой эпохи в развитии человеческой цивилизации (в том числе Ч. Миллсу, Вяч. Иванову, А. Ивашкину, Н. Шахназаровой) [см.: 104, 271]. Плюрализм мнений, экспериментирование проявили себя во многих областях познания мира. Однако в любом, даже самом радикальном новаторстве XX века, ощутимо не только отрицание устоявшихся традиций, но и стремление к переосмыслению представлений прошлого.
Акцент на взаимосвязи явлений, комплексное осознание действительности стало типичным для мировоззрения XX века. По словам В. Вернадского, еще «никогда в истории человеческой мысли идея и чувство единого целого, причинной связи всех научно наблюдаемых явлений не имели той глубины, остроты и ясности, какой они достигли сейчас, в XX столетии» [39, с. 24-25]. Изменения в восприятии понятий целостности и развития способствовали модифицированию характера художественного творчества. Подчас произведения искусства в XX столетии погружают слушателя, зрителя, читателя во вневременной контекст, содержащий наиболее универсальные категории.
-21 -
лежащих в основе выбора той или иной периодизации. К примеру, П. Коллар обозначает три периода авангардных тенденций [300]:
1. 1909-1923 гг.,
2. 1923-1940 гг.,
3. с 1940 г.
3. Боррис-две основные стадии, имеющие подразделения [299]:
1. 1910-1945 (1910-1922 гг.; 1922-1934 гг.; 1934-1945гг.),
2. 1946-1960-е гг. (1946-1948 гг.; 1948-1957 гг.; с 1957 г.). Отечественные исследователи также имеют свою точку зрения на
периодизацию зарубежной музыки. М. Друскин выделяет три больших исторических периода по 25-30 лет,-исчисляемых с 90-х годов XIX века [80]. Д. Житомирский, отмечая приблизительность и условность отмеченных временных границ, придерживается следующей периодизации [220]:
1. рубежXIX-XX веков- 1918 г.,
2. период между двумя войнами, 1918-1939 гг.,
3. 1939-1950 гг.,
4. с 1950-х г.
Художественные явления, в том числе и музыкальные, невозможно изучать вне сложной опосредованной связи с политической, общественной жизнью. Поэтому формулировка многих терминов кроме искусствоведческой специфики отражает и события социальной действительности. М. Друскин пишет, что западное музыкознание10, к примеру, X. Штуккеншмидт, Л. Дюмениль, выдвинули понятия межвоенный музыкальный авангард или межвоенное двадцатилетие, под которыми подразумевается время между Первой и Второй Мировыми войнами, то есть с 1918 по 1939 год [80, с. 26]. При упоминании в различных источниках авангардизма послевоенных лет, авангарда после 1945 года и т. п. имеется в виду период после окончания Второй Мировой войны 1939-1945 года. Безусловно, фазы развития
10 В советском музыковедении эти термины употребляли М. Друскин, И. Нестьев и др. [80].
22 -
искусства не могут хронологически точно совпадать с социально-политическими процессами, но влияние этих процессов на культуру очевидно.
В педагогической практике будет полезна составленная нами
л
сравнительная таблица терминов, определяющих хронологию авангардных и поставангардных тенденций XX века, вошедших в музыковедческую практику11:
ПЕРИОД ТЕРМИН ИССЛЕДОВАТЕЛИ Литература
Авангард первой трети XX века И. Воробьев [46]
авангард начала века В. Задерацкий [90]
1. ранний, молодой авангард 1905-1914 гг. зрелый или высокий авангард 1920-30 гг. А. Якимович (293]
1905-39 первый авангард Д. Житомирский [84]
гт. первая волна музыкального авангарда А. Соколов [223]
Авангард 1 (1908-1925) Ю. Холопов [255]
межвоенный музыкальный авангард 1918-1939 И. Вислоужил X. Штуккеншмидт Л. Дюмениль [41, 80]
послевоенный Авангард (конца 40-х—начала 60-х гг) И. Воробьев [46]
авангардизм послевоенных лет авангард после второй мировой войны Д. Житомирский, О. Леонтьева, В. Задерацкий [84, 87, 90]
авангард после 1945 года X. Мотт-Хабер [165]
авангард первых послевоенных десятилетий В. Задерацкий [90]
авангард середины века Д. Житомирский, О. Леонтьева (86]
ранний авангард 50-х С. Савенко [211]
2. неоакадемизм 50-х А. Шнитке (147]
классический структурализм 50-х годов Т. Чередниченко [268]
1945-69 гт. классический музыкальный авангард С. Гончаренко [62]
авангардизл{ 1950-х годов Д. Житомирский [83]
авангард 50-60-х годов Н. Власова [42]
традиционный авангард (1950-60 гг.) Д. Лигети [171]
постмодернизм (!) сериальной школы 1950-60-х гг. К Батлер [225]
11 Сведения, приводимые в составленной нами таблице, не претендуют на полноту, а лишь призваны продемонстрировать многообразие терминологии.