Ви є тут

Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре конца XIX - XX веков

Автор: 
Слесарь Евгений Александрович
Тип роботи: 
модели их взаимоотношений в зарубежном и отечеств
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
199
Артикул:
175115
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение 3-17 стр.
Глава I. Становление профессии режиссёр. Первоначальные модели взаимоотношения: режиссёр — драматург 18 стр.
1.1. Театр драматурга 23 стр.
1.1.1. Театры натуралистической ориентации. Мейнингенский театр
и Театр Либр 23 стр.
1.1.2. Театры символистской ориентации. Театр д”Ар, Театр «Эвр» 40 стр.
1.1.3. Зарождение режиссуры в России, и её отношение
к драматургии..............................................49 стр.
1.2. Театр режиссёра 67 стр.
1.2.1.Теория и практика Г.Крэга и Вс. Мейерхольда 67 стр.
Глава И. Поиски границ художественного пространства в отечественном
театре в контексте взаимосвязи режиссёра и драматурга.. 100 стр.
2.1.Проблема взаимосвязи режиссера и драматурга в полемике
Г.А.Товстоногова и Н.П.Охлопкова 100 стр.
2.2 Режиссерская методология Ю.П. Любимова
и его отношение к пьесе 151 стр.
Заключение.......................................................180 стр.
Библиография 186 стр.
Введение:
Актуальность темы: Проблема взаимоотношений режиссуры и
драматургии возникла в истории театра еще задолго до формирования режиссуры, как самостоятельного вида художественного творчества в театральном искусстве на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Становление и последующее развитие сценического искусства проходило различные исторические периоды, в каждом из которых существовала своя художественная доминанта, которая брала на себя функции постановщика спектакля. Наиболее распространенными были «авторская» и «актерская» режиссура, где функции постановщика в первом случае брали на себя драматурги. Например, Эсхил, Ж-Б Мольер, У.Шекспир, А.Островский. Во втором — ведущие актеры театра, такие, как Д. Гаррик, Ф.Шрёдер, В. Каратыгин, которые ставили спектакль на основе собственной адаптации той или иной пьесы.
Появление режиссерской профессии во второй половине XIX века создает новые предпосылки для взаимоотношений между режиссером и драматургом, которые стали отстаивать свое право на художественное лидерство в театре. Именно на этом этапе развития театра возникает потребность в спектакле, как художественно-целостном явлении искусства, в котором все компоненты сценического действия: пьеса, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение, существовавшие прежде, чаще всего, независимо друг от друга, могли бы быть на содержательном и художественном уровне объединены творческой волей одного человека. Этим человеком и стал режиссер, постановщик спектакля, выдвинувшийся в лидеры театрального искусства в конце XIX века.
Система взаимоотношений режиссер - драматург оставалась актуальной на всем протяжении исторического развития режиссерского театра как отечественного, так и зарубежного, была краеугольным камнем художественных поисков многих режиссеров, которые уделяли вопросам
3
18
Глава I.
Становление профессии режиссёр. Первоначальные модели взаимоотношения: режиссёр —драматург.
Уже в первой трети XIX века появляется тенденция, связанная с необходимостью отражать в произведениях искусства и литературы конкретные явления исторической действительности. Это стало насущной потребностью всех видов художественного творчества к середине XIX века, в пору окончательного утверждения реализма. Поэтому театр, естественно, не мог оставаться в стороне от этого общего требования эпохи. И в театре возникают поиски, связанные с созданием спектакля, в котором бы персонажи действовали не в условной обстановке, а в тщательно выверенной жизненной среде, многое определяющей в их поведении, поступках. Иными словами, речь идёт о появлении спектакля, как художественно целостного явления искусства, способного воссоздать срез реальной действительности.
А это стало возможным, когда все компоненты сценического действия: пьеса, актерское искусство, оформление, звуковое и музыкальное сопровождение, существовавшие прежде независимо друг от друга, в соответствии с содержанием художественно были объединены творческой волей одного человека, которым и стал режиссер, в современном понимании этого слова.
Для эпохи рубежа Х1Х-ХХ столетий было характерным переосмысление не только функциональных ролей в театре, но и конструктивными изменениями в драматургии. Анализируя процесс становления режиссуры на Западе, можно утверждать, что время её рождения датируется исследователями разными годами. Так в 1850 году Чарльз Кин возглавил Театр Принцессы в Лондоне и стал уделять огромное внимание содержательным, внешне выразительным мизансценам, исторически
18
19
конкретному оформлению. Несколько раньше Генрих Лаубе начал осуществлять свои реформы в венском Бургтеатре.
Многие исследователи связывают рождение режиссуры с появлением в Мейнингенском театре Людвига Кронека и с началом в 1874 году знаменитых гастролей этого театра по ряду европейских стран. В свою очередь, ряд выдающихся деятелей французской сцены, некоторые историки театра склонны называть другую дату рождения режиссуры — 30 марта 1887. То есть с первого спектакля Театра Либр (Свободный театр) Андре Антуана, поставленного в соответствии с требованиями натуралистической эстетики.
С.В. Владимиров в своей статье «Об исторических предпосылках возникновения режиссуры», анализируя процесс формирования режиссуры в России, называет первых российских режиссёров. Ими, по его мнению, являются К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Владимиров, рассматривая отдельные периоды «актёрской», «авторской», «художественной» режиссуры в России, приходит к выводу, что режиссерский театр в России начинает свое существование «открытием Московского Художественного театра в 1898 году». 1
В связи с деятельностью Ч. Кина, Г.Лаубе, А.Антуана и в особенности -Московского Художественного Театра проблема взаимоотношений между режиссёром и драматургом встала в полный рост. Эти взаимоотношения усложнялись с приходом в театр «новой драмы». К числу авторов этого направления исследователи относят Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, Б. Шоу, А.Чехова, М. Горького, Л. Андреева и других.
Возникает проблема, суть которой заключается, прежде всего, в том, какое из этих двух значительных театральных явлений одной эпохи (режиссура или «новая драма») появилось раньше.
С одной стороны, рождение режиссуры связывают с проникновением в репертуар театра «новой драмы». В этом случае режиссура вырастает из
1 Владимиров С В Указ соч С 13
19