ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава I Изобразительное искусство Якутии в культурноэтнографическом контексте...................................... 15
Глава II Ключевые мифологические символы в графике и живописи Якутии: поиски способов освоения мифа.......................... 43
Глава III Народная культура и стилистические поиски современных художников Якутии.............................................. 74
Заключение.................................................... 99
Именной указатель художников Якутии........................... 110
Литература.................................................... 115
Приложение к диссертации...................................... 128
ВВЕДЕНИЕ
Открытием науки прошлого века стал факт существования мифологии не только в архаических, но и самых современных культурах. Мифологическое сознание и в прошлом, и в настоящем моделирует такие важнейшие и наиболее широкие проблемы бытия человека и народа, как рождение, смерть, смысл жизни, генезис морали и других фундаментальных ценностей.
Неравномерность исторического развития, постепенный характер накопления культурной информации и влияние других объективных факторов приводят к выделению в человеческой цивилизации национальных культур, обладающих своей системой ценностей. Этнокультурные архетипы представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности [Культурология. XX век 1997: 54]. Каждый народ видит инвариант бытия в своей особой, неповторимой проекции. Проблема образа мира, присущего тому или иному этносу, является одной из наиболее актуальных задач, решить которую можно только общими усилиями культурологов, философов, искусствоведов, этнографов, фольклористов, лингвистов и др.
Под картиной мира понимается глобальный образ мира, возникающий у человека в различных актах его духовной активности и опосредующий собой все планы человеческой жизнедеятельности. Картина мира имеет двойное существование: иеобъсктивированное, идеальное как элемент сознания, воли и жизнедеятельности, а также объективированное, выраженное в знаковых формах - «текстах», ее фиксирующих. Объективация картины мира может происходить стихийно или же сознательно в виде создания специализированных картин мира в
ГЛАВА I
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЯКУТИИ В КУЛЬТУРНОЭТНОГРАФИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Предками якутов были потомки тюркоязычных курыкан, которые прибыли из Южной Сибири на территорию Якутии в XIII - XIV веках и с которыми затем смешались монгольские племена, пришедшие из Забайкалья и перенявшие их язык. Уже в конце первого тысячелетия оформились племена саха-уранхай, говорившие на одном или нескольких тюркских наречиях. Преобладающая группа переселенцев с языком тюркского строя и скотоводческой культурой составила основное этническое ядро, из которого йотом образовалась якутская народность [Окладников 1955: 227-365; Гоголев 1993: 125].
Предки народа саха принесли с собой на север свою культуру -скотоводство, кузнечное ремесло, богатырский эпос-олонхо, декоративно-прикладное искусство. Оседлое скотоводство, сочетающееся с рыболовством и охотой, жилища и хозяйственно-бытовые постройки, одежда, обувь, орнаментальное искусство, религиозно-мифологические воззрения якутов, - все связано, по мнению историков и этнографов, с южносибирской тюркской в своей основе платформой. Причем «устное народное творчество, народные знания, обычное право окончательно сформировались в бассейне Средней Лены» [Гоголев 1993: 123-124].
Якуты оказали влияние на быт, культуру местных племен, но в то же время и сами заимствовали у них опыт охоты, оленеводства и некоторые элементы духовной культуры.
Известно, что произведения искусства обладают способностью сохранять опыт национального бытия и устойчивые, веками выношенные традиции пластики, колорита, ритмической организации пространства, которые в течение веков хотя и не оставались неизменными в своем
развитии, тем не менее своей устойчивостью определяли стилистическое своеобразие якутской художественной традиции. Резьба, орнаментация, фактура в лучших образцах якутских изделий теснейшим образом связаны с формой и конструкцией предметов. «В них привлекает внимание сила пластики в сочетании с декоративной выразительностью. Именно здесь заложены народные начала скульптурного и графического мастерства якутов», - считает И.А. Потапов [Потапов 1972: 3].
После того, как в первой трети XVII века Якутия вошла в состав централизованного русского государства, изобразительные тенденции в якутском народном творчестве, смутно проявлявшиеся до этого в лоне орнаментального формотворчества и пиктографии, под влиянием русского искусства получили дальнейшее развитие. Они подготовили новое художественное явление - появление бытовых сюжетных рисунков с ярко выраженными реалистическими чертами. Своеобразно выгравированные или же вырезанные рельефно, нередко с полихромной раскраской, сюжетные изображения встречаются во всех основных видах якутского прикладного народного искусства: в резьбе по дереву и кости, тиснении на бересте, чеканке на металле. Историко-художественное значение этих сюжетных бытовых рисунков, напоминающих в какой-то мере русские народные (лубочные) картинки, состояло в том, что они подготовили почву появления более развитых форм светского реалистического народного творчества [Потапов 1961: 4].
Сравнительно-историческое изучение стилистики древнего
искусства и современного декоративно-прикладного искусства Якутии в таких его традиционных проявлениях, как художественная обработка дерева, металла, кости показывает, что наиболее устойчивые
орнаментальные, сюжетные комплексы, свойственные древнему якутскому искусству, прослеживаются вплоть до современных дней. И именно они определяют жизненность и своеобразие якутской
- Київ+380960830922