Ви є тут

Костюмированный портрет в русском искусстве XVIII века как отражение духа эпохи

Автор: 
Чежина Юлия Игоревна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
175189
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................2
Глава 1. Историография......................................20
Глава 2. Маскарады в России XVIII пека и их особенности 57
Глава 3. Маскарадные портреты в русской живописи XVIII века. 108
Глава 4. Карусели в России в XVIII веке и их отображение в
изобразительном искусстве..........................123
Глава 5. Театр в России XVIII века и костюмированный
«театральный» портрет..............................152
Глава 6. Жанр костюмированного портрета и его разновидности..............................................193
Заключение.................................................209
Список использованной литературы...........................216
Список иллюстраций.........................................234
Иллюстрации................................................238
Введение
XVIII столетие в развитии культуры России стало переломным периодом, ознаменованным кардинальными изменениями в государственном устройстве, в политической ситуации и в сфере быта. Новые условия жизни страны, в свою очередь, вызвали перемены в сознании людей и послужили почвой для сложения нового менталитета, новых этических и эстетических норм. Для искусства, неизменно, прямо или косвенно, отражающего все эти аспекты, XVIII век также оказался рубежным в эволюции старых традиций. Он дал начало новым образам, незнакомым доселе художественным видам и жанрам, которые стали ростками будущих форм русского искусства.
Необычайный всплеск творческого потенциала в разных областях культуры, особенности духовной жизни эпохи определили стремление галантного века к всевозможным перевоплощениям, что нашло выражение в развитии сцены, театрализованных праздниках и, кроме того, привело к возникновению в живописи жанра костюмированного портрета. До сих пор никто не рассматривал феномен представления и маскарада в сопоставлении с изобразительными памятниками, служащими непосредственным отражением как самих событий, так и концепции их художественного оформления.
26
XVIII - начало XIX века».'10 Книга, главным предметом которой является музыка в церемониальной и частной жизни русской аристократии, содержит сведения о костюмированных придворных праздниках, в том числе воспоминания очевидцев торжеств, проводившихся по особым случаям.
К тем же сюжетам обращается и О. Ю. Захарова, делающая, однако, основной акцент на культуре XIX столетия и освещающая прежде всего историю развития церемониалов в России и стиль жизни отечественного дворянства. Отдельные главы в книгах «Русские балы и конные карусели» и «Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в.»41 повествуют о стилизованных рыцарских турнирах XVIII - XIX веков.
Темы увеселений в среде столичного высшего общества касается и А. Джордж, американский исследователь, издавший уникальный в своем роде по глубине и объему охваченного материала труд «Санкт-Петербург. Окно России в будущее. Первые три века».42 Автор раскрывает особенности развития Северной Венеции от основания города до современности. Ряд пассажей посвящен петровским ассамблеям и маскарадам, празднествам времен Анны Иоанновны и костюмированным балам при дворе императрицы Елизаветы, а также становлению театра на протяжении XVIII в.
Маскарад как явление культуры в последнее время привлекает внимание историков. Чрезвычайно важны для данной области исследования конкретные фактические материалы из различных
40 Огаркова Н. Л. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII - начало XIX века. -СПб., 2004.
41 Захарова О. Ю. Русские балы и конные карусели. - М., 2000; Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. - М., 2003.
27
исторических источников, приведенные в публикациях Л. Э. Жабревой.43 О том, что эта тема выдвинулась в разряд актуальных историко-культурных проблем, свидетельствует проведенная Государственным институтом искусствознания 16 - 19 мая 2000 года конференция «Маска и маскарад в русской культуре XVIII -XX веков». Маска и маскарад рассматривались как один из важнейших мотивов отечественной культуры. Важно подчеркнуть междисциплинарное значение этой темы, в изучение которой внесли свой вклад искусствоведы, музыковеды, театроведы, киноведы и культурологи. По материалам конференции был в 2002 г. был издан сборник, включивший статьи исследователей разных специальностей.44 Феномен костюмированного празднества и значение образа маски рассмотрены авторами с разных точек зрения, в разных аспектах и исторических контекстах.
Любопытные факты, дополняющие представление об увеселениях в высшем обществе и городской среде, встречаются порой и в литературе, не имеющей прямого отношения к маскарадно-зрелищной проблематике, например, в изысканиях, восстанавливающих летопись Семеновского полка45. Кроме того, данные о костюмированных балах можно почерпнуть в ряде

42 George Arthur L. St. Petersburg: Russia’s window to the future - the first three centuries. - N.-Y.,
2003.
43 Жабрева А. Э. К истории маскарадного костюма п России (Обзор опубликованных материалов XVIH в.) //Историко-библиографические исследования. - Сборник научных трудов. - Вып. 9. -СПб., 2002, с. 227 - 243; Жабрева А. Э. Маскарады и маскарадный костюм в рукописных и опубликованных материалах XVIII века //Маска и маскарад в русской культуре XVIII -XX веков. - М., 2000, с. 20 - 29.
44 Маска и маскарад в русской культуре XVIII - XX веков. - М., 2002.
45 Дирин П. История Лейб-гвардии Семеновского полка. - СПб., 1883.