СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................3
ГЛАВА 1. Жест как знаковый элемент художественного образа ......11
1.1. Жест и особенности его применения в произведениях
изобразительного искусства .................................11
1.2. Жест как прием художественной выразительности ..............23
1.3. Система психологических понятий для исследования жеста .....35
ГЛАВА 2. Жест в произведениях изобразительного искусства .......48
2.1. Жест в искусстве Древнего мира .............................48
2.2. Жест в искусстве стран Востока .............................60
2.3. Жест в западноевропейском искусстве ........................71
2.4. Жест в русском искусстве ...................................87
ГЛАВА 3. Основные типы жестов ..................................105
3.1. Жест могущества и величия .................................105
3.2. Жест «благословение» ......................................113
3.3. Молитвенный жест: руки, поднятые вверх ....................127
3.4. Молитвенный жест: раскрытые ладони ........................141
3.5. Жест: руки, сложенные ладонь в ладонь .....................150
3.6. Жест указующий ............................................157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................168
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................170
ИЛЛЮСТРАЦИИ....................................................182
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию жеста как компонента художественного образа и элемента знаковой системы изобразительного искусства.
Актуальность исследования. Важной проблемой современного гуманитарного знания является раскрытие логики творческого процесса, постижение психологических и методических особенностей создания произведения изобразительного искусства. С этой проблемой тесно связано осмысление философско-религиозной основы произведения искусства, умение автора донести до зрителя духовное содержание художественного образа и в наиболее выразительной форме проявить свое отношение к происходящему.
Огромная роль в создании художественного образа принадлежит жестовым движениям, которые в процессе развития изобразительного искусства сложились в определенную знаковую систему. Между тем никогда ранее жест как элемент знаковой системы изобразительного искусства не являлся предметом специального научного рассмотрения. Многообразие жестовых движений, нашедших отражение в произведениях искусства разных эпох и разных культур, требует изучения, систематизации и всестороннего исследования, что важно для искусствоведения, художественного образования и других наук. Все перечисленное обусловливает актуальность исследования.
Состояние и степень изученности проблемы. До настоящего времени жестовые движения в изобразительном искусстве искусствоведением рассматривались только в связи с анализом конкретных произведений и методикой их изображения. Как предмет невербальной семиотики жесты изучались кинесикой - наукой о языке тела и его частей. В процессе разработки темы диссертации исследованию были подвергнуты различные области знаний: искусствоведение, философия, психология, художественная педагогика. Составленный С.А. Григорьевой, Н.В. Григорьевым и Г.Е.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что пластическая форма жеста на протяжении всего периода развития изобразительного искусства, обладая смысловым и эмоциональным значением, сложилась в изобразительный знак, связывающий воедино идею, сюжет и композиционно-пространственное построение. Именно это обстоятельство позволило жесту стать неотъемлемой частью художественного образа. Пластическая форма каждого жеста несет свою идею. Два важных фактора -пластически выраженная форма и передаваемая этой формой идея, взаимодействуя друг с другом, являлись основой любого жеста. Жест только тогда и становится жестом, когда доносит некую идею в своеобразной метафорической форме. Метафоричность жеста является изобразительным средством, образно передающим идею и мысль совершаемого движения или действия. Чрезвычайно близкими понятиями являются жест и движение. Говоря о жесте, подразумевается движение, но это движение особого рода, ибо оно обладает огромными возможностями смысловой выразительности.
1.2. Жест как прием художественной выразительности
Человеческие ощущения, несмотря на индивидуальность и многогранность каждой личности, имеют общую основу. Именно она позволяет художнику создавать зрительно воспринимаемые образы и объединять их по определенным признакам. Комплекс этих признаков является основой для обобщения, применяемого при создании художественных образов.
Среди множества осуществляемых человеком движений немало обладающих особой, характерной знаковостью. Знаковый характер движения определяется его смысловым значением и содержит свойственный ему эмоционально-чувственный диапазон. Интересовавшийся вопросом значения жеста в искусстве философ П.А. Флоренский заметил, что «жест образует пространство, вызывая в нем натяжение и тем искривляя его». Однако это «один подход к произведенному изменению действительности». Между тем, по мысли философа, «возможен и более уместен другой поход, когда натяжениями от жеста особая кривизна пространства в данном месте знаменуется. Она была уже здесь, предшествуя жесту с его силовым полем. Но это незримое и недоступное чувственному опыту искривление пространства стало заметным для нас, когда проявило себя силовым полем, полагающим, в свой черед, жест»3.
Незримая, а подчас и недоступная чувственному опыту сила предшествует каждому жесту человека. Доступным зрительному и чувственному восприятию жест станет тогда, когда совершится движение и проявится его пластическая форма. Но есть некое, по выражению Флоренского, «силовое поле», вызывающее данный жест. Оно способно формировать художественное пространство и одновременно быть его организатором. Но прежде «силовое поле» должно возникнуть. По мысли
3 Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль,
- Київ+380960830922