Ви є тут

Типы художественной реальности в структуре кинообраза

Автор: 
Капрелова Маргарита Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175485
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ВВЕДЕНИЕ
Внутренняя структура художественного произведения - традиционный объект изучения любой области искусствознания, будь то наука о литературе, театре или кино. Возникающая в процессе создания спектакля или кинофильма художественная реальность -- ото особый вид (уровень) чувственного бытия, смысловым центром которой является художественный образ. Специфика того или иного вида искусства во многом определяется именно характером присущей ему образной реальности.
Художественный образ в целом представляет собой выраженное единство человека и мира, заявленное как личностная позиция художника. Проблема реального и идеального (физического и психического, видимого и воображаемого) в художественном образе - это всегда взаимосвязь изображаемого и изображения (объекта и его проекции). В кинематографе этот аспект имеет первостепенное значение, поскольку объект изображения запечатлен на пленку как фотографическая реальность. Художественный образ всегда богаче своего предметного прототипа, в его природе заложено творческое воображение, то еегь определенный психический процесс. Иными словами, основу кинообраза составляют две равнозначные смыслообразующне тенденции: воспроизведение видимой реальности бытия и творческая динамика продуктивного воображения. Художественная рсспыюсть - это тог пространственно-временной континуум, в сфере которого развернута смысловая структура образа.
Проблема художественной * образной - реальности сохраняет свою научную актуальность до настоящего времени. Особенность кино в том, что эго единственное искусство, наряду с фотографией, "сохраняющее свой сырой материал в более или менее нетронутом виде"1. Приверженность к внешнему сходству и одновременно преобразование объекта составляет исходную дихотомию искусства кино.
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего возрастающим в практике современного кино интересом к изображению
'Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. - М., 1974. С.
21.
12
воображаемое осуществленное желание. К.-Г. Юнг и его последователи главное внимание уделяют символам сновидений, предугадывая в них архетипы коллективного бессознательного. В когнитивной психологии бессознательное, как область иррациональной деятельности мозга, представляет собой нечто вроде архива с хаотическим нагромождением испроработапных документов; сновидения являют собой попытку придать этому хаосу некий порядок. Гештальтпснхология рассматривает сновидение как экзистенциальное послание: интерпретации, интеллектуальное толкование сновидения запрещены, понять сновидение можно только лично пережив его.
Онтопсихологический подход к образам бессознательного, в том числе сновидения предпринял современный итальянский ученый Д. Мснсгсттн. Предложенный им метод - имагогнка - позволяет вывести образы бессознательного на сознательный уровень. Имагогика работает как с образами сновидений, сознательно визуализированными образами и фантазиями путем погружения в гипнотическое состояние, так и с художественными образами, запечатленными в кино, в театральном и изобразительном искусстве. В своей трактовке сновидений Менегеттн не признает культурных, религиозных кодов. Сон - это биологическая, "организмическая потребность субъекта, которая ... кричит "о себе". Сон - это формализация того, что требуется субъекту; объективная правда его жизни.<...> Сну не интересна пн политика, ни культура, ни религия, интересна лишь жизненная ситуация самого человека"22.
В клинической практике сновидение служит аналитикам одним из индикаторов психического состояния пациента, а спектр его истолкования самый широкий: от традиционного фрейдистского поиска сексуальной символики до эмоциональной адаптации пациента в социуме, свидетельствующей о его выздоровлении.
В последнее время появились тексты в области трансперсональной психологии, авторы которых подводят иод научную основу исследования с так
72
Мснсгстти Д. Словарь образов. Практическое руководство по имагогикс. - Л., 1991.
С. 24-25.
23 Критику классического психоанализа Фрейда и его взглядов на сновидение относительно функции "Эго" дает создатель гештальттерапин Ф. Псрлз в книге "Эго, голод и агрессия". М., 2000.
13
называемыми осознаваемыми (управляемыми) сновидениями - нечто вроде снов наяву с нрнмссыо мистики и религиозного переживания. Интерес к этому на современном этапе был подогрет бестселлером К.Кастанеды "Учение дона Хуана" (корпи учения Кастанеды уходят в гадания и чернокнижие, которые были присущи каждому народу, как один из первых этапов нерационального знания). Многие авторы, как зарубежные, так и отечественные (К.Кслзер, П.Гарфилд, С.Грофф, Э.А. Цветков, М.А. Миллер и др.), на своем опыте пережившие переход за пределы привычного состояния разума, делятся методиками постепенного управления бессознательным. Многочисленные толкования сновидений (в том числе управляемых) подводят к проблеме психических процессов мозга.
Наукой давно поставлен (и не решен) вопрос о функции сознания: является ли сознание физиологической деятельностью мозга подобно, например, желчи, выделяемой неченыо, или функция сознания - это нечто большее, чем просто физиология и, возможно, имеет совсем иную природу? В силу своей неоднозначности, прямого ответа на этот вопрос быть не может. Сознанию присущи и физиологическая зависимость от материальности мозга, и "лодключснность" его к высшему источнику. Первое, зависимость от материи, не объясняет многих т.н. аномальных явлений (ясновидение, пророчества, действие молитвы и т.д.). Второе имеет "ненаучный" характер и потому априори отметается. Нечто подобное произошло и с теорией сновидений. Фрейд, как истый материалист и атеист, объяснял сновидение символическим проявлением либидо, упустив из виду подавленные слои "Эго" (а не "Оно")23. Юнг, как человек верующий, сумел придать научный характер многим аспектам идеи Бога (например, архетипы Духа и Великой Матери, понятие Тени). И совсем вдалеке от главной научной магистрали стоят последователи Кастанеды и тс эзотерики, которые предлагают практические руководства но овладению методикой сновидения. Дискуссионная сама но себе, проблема сновидений получает еще более неоднозначное значение в свете отражения ее в акте искусства.
23 Критику классического психоанализа Фрейда и его взглядов на сновидение относительно функции "Эго" дает создатель гештальттерапии Ф. Перлз в книге "Эго, голод и агрессия". М., 2000.